Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Выставка по итогам православного пленэра «Живые родники -3»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

21.01.2021 15:01:00  —  21.02.2021 15:02:00
21 января 2021 года в картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина открылась выставка по итогам третьего православного пленэра «Живые родники -3», организаторами которого выступили Сызранская епархия РПЦ, сызранская художественная галереи А.М. Макарова «Наследие» и Самарское региональное отделение Союза художников России. С каждым годом эти пленэры «набирают обороты» и собирают художников из разных уголков России, расширяя географию участников. В третьем пленэре участвовали художники из Пензы (А.Майская и Е.Гололобов), Феодосии (Сергей и Игорь Поздеевы), Москвы (В.Соловьёв и И.Фурс) и Санкт-Петербурга (О.Величко), ну и конечно, самым многочисленным составом была представлена Сызрань (В.Евсеева, А.Михеев, М.Гаврилова, А.Леднёв, Т.Фомичёва). Состав пленэристов каждый раз обновляется, поэтому итоговые выставки отличаются друг от друга. Художники представляют не только разные города, но разные художественные школы: братья Поздеевы закончили Симферопольское художественной училище им. Н.С. Самокиша, В.Соловьёв – Ивановское художественное училище, А.Михеев – Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, О.Величко – Московское художественно-промышленное училище им. Калинина, организатор пленэра В.Евсеева – художественно-графический факультет Чувашского педагогического института. Не только индивидуальность формировала почерк этих художников, но и традиция, которая стоит за той или иной школой.

Если первый пленэр проходил летом, второй – в цветущем мае, то третий организаторы провели осенью – в конце сентября, когда щедра земля на красочное разнообразие и многолика в своём непостоянстве. Но хорошая погода и солнце сопутствовали художникам и работы их дышат теплом и радостью. Многие участники имеют за плечами богатый опыт пленэрной работы не только в России, но и за рубежом. Ведь художнику важно обмениваться профессиональным опытом, переживать новые эмоции, контактировать с новыми пространствами, испытывать новые состояния. Братья Поздеевы, которых, казалось бы, после их крымских красот трудно удивить, говорили: «Мы увидели здесь осень, которой у нас нет. И надеемся ещё побывать в Сызрани». А акварелистка из Санкт-Петербурга Ольга Величко – участница и предыдущего пленэра, делилась своими впечатлениями: «Эти пленэры совершенно разные, и по составу участников (в прошлый раз мы познакомились здесь с живописцами Чебоксар, Самары). И природа Сызрани показала нам совсем иное лицо. Как пышно она увядает!». Ей вторит художница из Пензы Алла Майская: «Нам было на что посмотреть! За десять дней мы словно побывали в Карелии и у моря, и на волжских просторах – и всё это разнообразие мы нашли близ Сызрани».

Писать о художниках – занятие неблагодарное. Художник несёт в мир зримое слово. Оно должно действовать на человеческую душу, преображая и возвышая её. Именно так он утверждает красоту мира. Визитная карточка художников, представленных на выставке – профессионализм, вторая особенность – традиционный подход к искусству. Для этих художника мир – Божье творение и художник не имеет право его обезобразить. Изменить этой красоте – значит изменить себе, а для художников, участвующих в православном пленэре, это неприемлемо. Первое, что удивляет на выставке – отсутствие примет сегодняшнего дня, сиюминутности, хотя, казалось бы, работы, выполненные на натуре, обычно характеризуются этюдностью, умением уловить момент. Но многие работы на выставке трудно назвать этюдами, хотя художникам удаётся отобразить изменчивое состояние пейзажа и ограничить себя небольшим холстом. Но как ни странно, здесь, прикасаешься к вечности и начинаешь понимать, что сегодняшний день скоротечен и что не от величины холста зависит умение превратить время в пространство. Эти художники через искусство помогают зрителю перейти от захваченности центробежными процессами – к паузе, от расширения во вне - к сосредоточенности и созерцанию, к пониманию радости, которое оно даёт.

Много на выставке панорамных пейзажей, в которые погружаешься без остатка. А сызранская земля дала такую возможность художникам. Они побывали не только в сакральных её местах: в Усолье, Смолькино, Старой Рачейке, но и в Кашпире, Волжском Утёсе, на горе Светёлка, с которой открываются волжские дали. Да и сама Сызрань с её замечательной архитектурой Кремля и Вознесенского мужского монастыря - тоже стала для них местом дислокации. И хотя художники писали в одних местах, но разные ракурсы на архитектуру или ландшафт дают зрителю полное ощущение присутствия. Здесь нет погони за новым языком или новыми формами, но, как выясняется, и в реалистической живописи есть возможность проявить себя. Один художник экспериментирует с широтой письма, другой - привлекает богатством многочисленных оттенков, третий - простотой пейзажного мотива, неперегруженного объектами, но это не мешает ему выглядеть эффектно благодаря выразительной фактуре, контрастам, звонкому колориту.

Время выветривает породу, выдувает всё наносное и художник всё больше становится похожим на самого себя и всё меньше заботится о своей индивидуальности, но больше стремится к общности и хочет сказать правду не столько о себе, сколько о мире, в котором живёт, поэтому анализ заменяется синтезом. И эта пленэрная выставка – яркий пример такого правдивого слова.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"