Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Художники и поэты на выставке «Свидание на Парнасе»

Автор:  Похазникова Ирина Сергеевна

  • Художники и поэты на выставке «Свидание на Парнасе»

22 октября 2013 года в усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиале Радищевского музея) состоялось открытие выставки графики из собрания Владимира Беликова (Москва) «Свидание на Парнасе. Поэзия Серебряного века в портретах».

На церемонию открытия приехал сам автор выставки, Владимир Гурьевич Беликов. Высказанные им размышления о специфике Серебряного века, уникального явления в поэзии, рассказы о судьбах представленных на экспозиции художников, со многими из которых коллекционер знаком лично, оказались очень неординарными и познавательными. Кроме того, во время импровизированного концерта на открытии звучали стихотворения В. Маяковского в интерпретации учителя литературы Николая Лушникова, стихи М. Цветаевой в исполнении ученицы 11 класса медико-биологического лицея Мариной Антиповой, романсы на слова поэтов начала ХХ века, положенные на музыку творческой группой «Post Scriptum» - Анастасией и Дмитрием Тимофеевыми.

Графические листы, отобранные коллекционером для этой выставки, поражают своим разнообразием и в выборе имен, и в воплощении их на бумаге. В разных ипостасях здесь изображены знаменитые представители эпохи – Ахматова, Блок, Цветаева, Мандельштам, Пастернак, Есенин, признанные классиками. Значительное место занимают и поэты, менее известные современному читателю, на многие годы вычеркнутые из литературного процесса ХХ века, отчасти возвращенные, отчасти забытые. Среди них Михаил Кузмин, Владислав Ходасевич, Василий Каменский, Юлиан Анисимов, Анна Радлова и др. Кто-то так и остался в рамках эпохи Серебряного века, многие писатели, пережив ее, вошли в советскую литературу.

Многообразие имен и интерпретаций (на выставке представлено более 70 работ 31 автора) потребовало особого внимания к созданию экспозиции, ключом к которой стала идея диалога. Действительно, в переплетении творческих миров художников-графиков и поэтов возникает особый художественный дискурс, в котором равное место отведено и графикам, и литераторам.

Выставка «Свидание на Парнасе» посвящена 120-летию со Дня рождения В.В. Маяковского, и потому центральное место в экспозиции заняли гравюры с изображением этого поэта. По сути, именно они и открывают для посетителей вернисажа Серебряный век в представлении художников-графиков ХХ века. Три знаменитых портрета «рупора эпохи», исполненных Надеждой Леже, Борисом Власовым, Ларисой Судаковой – первое, что приковывает зрительское внимание. Своей плакатностью, лаконизмом изображения и глубокой художественной содержательностью эти работы становятся нитью, соединяющей эстетику Серебряного века с идейными установками десятилетий советского периода в искусстве.

В малый зал музея вошли произведения Т. Оболенской, А. Бакулевского, А. Давыдова, Т. Жирмунской и др., запечатлевшие М. Цветаеву, А. Ахматову, А. Блока, О. Мандельштама. На этих портретах диалог поэтов драматичен, но в нем еще не чувствуется трагизма, безысходности. «Жемчужина» этого зала – цинкография Юрия Анненкова, эмигрировавшего из Советского Союза в 1920-е годы, на которой изображен его современник, поэт Михаил Кузмин. В дополнение к данной работе в экспозиции представлено издание поэмы А. Блока «Двенадцать», проиллюстрированное Анненковым, из собрания Радищевского музея.

Второй зал открывают портреты Ахматовой, Гумилева и Блока, созданные А. Давыдовым и С. Бондаром. В отрешенности лиц поэтов, в их строгих скорбных позах уже явственно чувствуется трагедия времени, в котором они жили. Глубоко прочувствован этот мотив в офорте В. Станишевского «Разговор. Посвящение Ахматовой», представленном там же.

Отдельным блоком размещены работы Е. Кругликовой, известного художника-графика начала ХХ века, из серии «Силуэты современников. Поэты». В ее цинкографиях, выполненных в технике силуэта, в слегка карикатурной форме представлен целый сонм деятелей культуры Серебряного века, многих из которых она знала лично.

Иконография С. Есенина представлена в работах известных советских графиков Н. Калиты, А. Бакулевского, Р. Житкова.

В третьем зале помимо описанных нами трех портретов Маяковского в экспозицию вошли произведения, посвященные Б. Пастернаку, две удивительные работы, на которых запечатлена А. Ахматова в пожилом возрасте. Представлена Ахматова и в двух работах Е. Мациевского. Здесь портрет великой поэтессы, или правильнее, великого поэта, просматривается словно через живую ткань ее поэзии.

Завершающим аккордом выставки может стать один из самых узнаваемых графических портретов Владимира Маяковского, созданный штихелем Юрия Могилевского. Именно этот образ был выбран для станции московского метро и для мемориальной доски поэта в Ростове-на-Дону. Предельно лаконично и максимально емко он передает зрителю суть души и творчества художника слова, которую поэт-футурист и друг Маяковского Василий Каменский выразил так:

Радиотелеграфный столб гудящий,

Встолбленный на материке,

Опасный — динамитный ящик,

Пятипудовка — в пятерике.

И он же — девушка расстроенная

Пред объясненьем с женихом,

И нервноколкая, и гибкостройная,

Воспетая в любви стихом.

Или капризный вдруг ребенок,

Сын современности — сверхневрастеник,

И жрущий — ржущий жеребенок,

Когда в кармане много денег.

И он — Поэт, и Принц, и Нищий,

Колумб, Острило, и Апаш,

Кто в Бунте Духа смысла ищет —

Владимир Маяковский наш.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры