Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Зимняя сказка. Выставка декоративно-прикладного искусства и живописи из собрания Радищевского музея

Дата мероприятия:  01.12.2020  —  28.02.2021
Телефон:  +7 917 326-40-30; +7 903 383-88-05.
Время проведения:  с 10.00 до 18.00. Продажа билетов до 17.00

1 декабря в Энгельсской картинной галерее начала работу выставка «Зимняя сказка», приуроченная к новогодним праздникам. В экспозиции представлены фарфоровые статуэтки, елочные игрушки, зимние пейзажи саратовских художников ХХ века: Арджанова, Чудина, Саликова, Можаева и других. Некоторые работы можно было увидеть в прошлом году на выставке «Здравствуй, гостья Зима!», некоторые как, например, «Снегопад в долине» Мосина показаны широкой публике впервые после долгого перерыва.

Но настоящей жемчужиной выставки являются керамические изделия из фондов Радищевского музея, самым ранним среди которых является фарфоровая статуэтка «Снегурочка» 1920-х гг авторства Щекатихиной-Потоцкой А.В., несколько статуэток производства Ленинградского фарфорового завода и производственного комбината «Дулевский фарфор». Особенно трогательно выглядит композиция «Близнецы» («Дулевский фарфор», 2016), выполненная по модели художницы Малышевой Н.А. 1958 года. В витринах также можно увидеть коллекции ярославской майолики «Мастерской майолики Павловой и Шепелева» и фарфоровые изделия московской «Мастерской Игоря Клименкова», приобретенные музеем относительно недавно.

В 1992 году в Ярославле появилась производственная фирма "Майолика Павловой и Шепелёва", которая стала первым предприятием в мире, где техника майолики получила новое дыхание и нашла свое отражение в современной глиняной игрушке. Еще в 17 веке Ярославль стал одним из крупнейших центров производства майолики, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов. "Майолика Павловой и Шепелёва" – замечательный пример продолжения этой старинной традиции. Мир пластики мастерской - это мир живой, удивительно красивый и постоянно развивающийся. При этом манера лепки главного художника Натальи Павловой остается классической, а в каждом созданном персонаже присутствует характер. Ее оригинальный пластический прием прослеживается во всех композициях разнообразной тематики – от христианских мотивов до сюжетно-бытовых жанровых сценок русской провинции и деревенских картинок. Директор Мастерской Евгений Шепелёв говорит: «Основа основ для нас, безусловно, — это ярославский поливной изразец. В нем и технология, и эстетика, и орнаментальность. А цветовая гамма — наши изумительные иконы ярославской школы».

Все изделия: от елочных украшений до фундаментальных настенных барельефов и панно — это полностью ручная работа, что придает им индивидуальное своеобразие и уникальность. Также особенностью Натальи Павловой является то, что каждая отдельно выполненная работа может быть как самостоятельной, так и легко компоноваться в группе с другими персонажами как. Наглядным примером может служить «зимняя серия» статуэток, образующих единый ансамбль: Зима, снеговики, озорные мальчишки, персонажи русского фольклора.

Особая мягкость скульптурных форм, их лиричность, задушевность позволяют фигуркам ярославской майолики не просто украшать интерьер, но наполнять его атмосферу теплом и светом. И в этом главное достоинство нашей майолики — одного из самых ярких явлений в современном русском искусстве малой скульптуры.

Мастерская Игоря Клименкова при творческом союзе художников России была открыта в 2003 году в Москве. В это время отечественное керамическое производство испытывало серьезные трудности. Многие известные фарфоровые заводы закрывались, не выдерживая конкуренции. Мастерская начала свою работу в качестве экспериментальной студии. Идея создания нового фарфорового производства принадлежала предпринимателю и коллекционеру Игорю Клименкову, проживающему и работающему в то время в городе Сиэтле (США). Он хотел доказать: сегодня можно создавать фарфор не хуже того, что делали в XVIII – XIX веках. Важно было наладить выпуск высокохудожественной продукции, уйти от массового (товаров широкого потребления) в область уникальных произведений.

Основным принципом работы должно было стать ручное производство. Осуществить подобное можно только с опытными мастерами-фарфористами, живописцами, скульпторами. Игорь Клименков полагал, что таких специалистов можно найти только в России, где сохранились традиции классического художественного образования.

Первоначально предприятие работало, повторяя опыт крупнейших фарфоровых заводов прошлого.

Однако для настоящего художника мало повторить кем-то сделанное. Надо создать своё, новое. Продолжая тему жанровых сцен и городских типажей, в мастерской стали создавать изделия, посвященные советской эпохе. Источником вдохновения стали 1940-1970-е годы XX века. Произведения реализованы в духе ностальгии по советскому прошлому. Фарфоровая пластика этого направления передает яркие воспоминания детства и юности. Образ девочки, запечатлённый в статуэтке «Счастье», создавался по фотографии из семейного альбома сотрудника мастерской. В настоящее время именно советская тематика в творчестве мастерской Игоря Клименкова пользуется успехом у ценителей прикладного искусства.

Для усиления акцентов в росписи произведений художники применяют не только фарфоровые краски, но и краски с добавлением драгоценных металлов, таких как золото и платина. Так декорированы ёлочные игрушки. Многие из них специально оставлены белыми или чуть тронуты позолотой. Так ярче видна красота фарфора, его природа.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры