К 25-летию Мемориального дома-музея К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске. Возвращение в родные «уюты», или как созидался музей.

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

Идея организации мемориального музея на родине К.С. Петрова-Водкина высказывалась известным хвалынским художником и краеведом Фёдором Григорьевичем Пичиенко ещё 1960-е годы. Фёдор Григорьевич с 1963 по 1986 год был директором Хвалынского краеведческого музея, Председателем Хвалынского отделения ВООПИИК, под его руководством значительно пополнились фонды картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина, открытой как филиал Хвалынского краеведческого музея в мае 1961 года.

В июле 1986 ходатайство за подписью Ф.Г. Пичиенко и нового директора краеведческого музея Виктора Алексеевича Непочатых о приобретении дома художника для создания в нём мемориального музея было направлено в Хвалынский городской исполнительный комитет Совета народных депутатов, его тогдашнему Председателю А.Г. Муркину. К ходатайству прилагалось письмо руководства Государственного Русского музея, поддержавшего инициативу. Елена Кузьминична Дунаева (дочь К.С. Петрова-Водкина) спустя сорок лет, по приглашению Ф.Г. Пичиенко, вновь посетила Хвалынск осенью 1986 года. Она активно включилась в работу по продвижению идеи открытия мемориального музея. Елена Кузьминична обратилась с просьбой поддержать ходатайство к Президенту Академии Художеств СССР Б.С. Угарову, к начальнику управления культуры Саратовского областного Совета народных депутатов Е.Н. Курганову, к хвалынским властям.

В мае 1987 года Хвалынский городской исполнительный комитет Совета народных депутатов вынес решение об открытии филиала Хвалынского краеведческого музея – дома-музея К.С. Петрова-Водкина. Необходимо было приобрести находящийся в частном владении дом по улице Ленина, 208, ранее принадлежавший семье художника. Обратились в облисполком с просьбой выделить средства для выплаты семье Ермолаевых 10 тысяч рублей без предоставления жилплощади, семье Масленниковых 6 тысяч рублей с предоставлением жилплощади. Деньги выделены не были.

В феврале 1988 года Елена Кузьминична Дунаева обратилась с письмом к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву: «Горисполкомом Хвалынска запланировано, и они хлопотали несколько лет назад – выкупить дом, принадлежавший ранее художнику Петрову-Водкину, для организации в нём дома-музея художника. Но приобретение дома затормозилось. Если возможно, помогите…».

В апреле 1989 года А.Г. Муркин обратился к Председателю облисполкома Н.С. Александрову с просьбой выделить 50 тысяч рублей на приобретение домовладения по улице Ленина, 208 для организации мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. К письму прилагалась выписка из журнала «Известия ЦК КПСС» №2 1989 года, в котором было опубликовано письмо Е.К. Дунаевой М.С. Горбачеву и ответ Отдела культуры ЦК КПСС. В этой публикации говорилось о решении Саратовского обкома КПСС открыть музей (как филиал Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева) в доме, где прежде располагались иконописные мастерские и где якобы учился К.С. Петров-Водкин.

Начальник управления культуры Саратовского исполкома Е.Н. Курганов ответил Муркину: «Местные Советы народных депутатов имеют право приобретать жилые дома, принадлежащие индивидуальным владельцам, только в пределах сумм на основе оценок органов Госстраха… Оценка дома по ул. Ленина, 208 составляет 30907 рублей. В связи с изложенным, прошу Вас ещё раз вернуться к рассмотрению данного вопроса».

14 апреля 1989 года Е.К. Дунаева обратилась к Секретарю ЦК КПСС А.Н. Яковлеву, копию обращения она направила в Саратовский обком КПСС. Елена Кузьминична высказывала твёрдое убеждение в необходимости открытия музея именно в родном доме художника, а не в бывших иконописных мастерских. На это письмо был получен ответ Главного управления по делам ИЗО и музеев Министерства культуры РСФСР. Заместитель начальника Главка Г.И. Бражникова отметила, что управление разделяет точку зрения по созданию указанного музея и возможности его создания на правах филиала Хвалынского краеведческого музея.

11 января 1990 года состоялось рабочее совещание областного управления культуры по созданию музея К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске. На нём присутствовали: начальник областного управления культуры Е.Н. Курганов, заместитель председателя президиума областного совета ВООПИИК Я.Г. Горелик, директор СГХМ им. А.Н. Радищева Г.М. Кармакулина, директор Хвалынского краеведческого музея В.А. Непочатых, заместитель председателя Хвалынского горисполкома И.С. Аникин, специалисты управления культуры. Комиссия пришла к заключению:

«1. Вновь создаваемый музей в дальнейшем именовать «филиал Хвалынского краеведческого музея с экспозицией, посвященной жизни и творчеству К.С. Петрова-Водкина».

2. Просить Хвалынский горисполком передать на баланс Хвалынского краеведческого музея часть здания по улице Ленина, 208 после частичного отселения, а также ускорить решение вопроса о полном отселении и передаче всего здания на баланс музея; заказчиком по разработке проектно-сметной документации на реставрацию здания по улице Ленина, 208 определить Хвалынский краеведческий музей.

3. Заказчику в установленном порядке разработать с участием СГХМ им. А.Н. Радищева задание на проектирование и внести в Хвалынский горисполком предложения о генеральном проектировщике и подрядной организации.

4. Отделу культуры обеспечить финансирование мероприятий, связанных с организацией музея (проектно-сметные, ремонтно-реставрационные работы, подготовка новых экспозиций) за счет средств, выделяемых управлением культуры целевым назначением».
Летом 1990 года было осуществлено полное отселение жильцов дома. Началась подготовка проектно-сметной документации.

Для консультаций по восстановлению внешнего облика и интерьеров осенью 1990 года в Хвалынск приехала Е.К. Дунаева с мужем Павлом Михайловичем.

Заведующим мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина (филиалом Хвалынского краеведческого музея) был назначен Павел Адольфович Пестравский. Он в сотрудничестве с научным сотрудником картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина Валентиной Ивановной Бородиной погрузился в историко-архивные и библиографические исследования для подготовки задания на проектирование. Были изучены письма К.С. Петрова-Водкина. Подробно опрошены бывшие владельцы дома на предмет произведенных ими изменений планировки внутренних помещений и двора. Выполнены фотографии аналогов утраченных деталей, для чего обследованы многие старинные дома Хвалынска. Были обнаружены аналоги парадного крыльца, ворот, дымников, деревянной арки в интерьере зала.

Научно-проектная документация по реставрации дома была подготовлена с участием специалистов кооператива «Музеум-Дизайн» (Москва). Авторы проекта – архитекторы Т.С. Русина, О.В. Ростоцкая, Е.В. Быковская.

Летом 1991 года в Хвалынск была приглашена Елена Александровна Кроткина - дочь Александра Ивановича Трофимова (племянника матери художника, который воспитывался в их семье и позировал Петрову-Водкину для «Купания красного коня» и других картин). Детство Елены Александровны также прошло в доме по улице Ленина, 208. С её помощью удалось восстановить первоначальные интерьеры. Она рассказала о мебели, стоявшей когда-то в доме, о семейных традициях. Е.А. Кроткина жила в доме бабушки, как она называла Анну Пантелеевну, с 1925 по 1943 год. Рассказы Е.К. Дунаевой и Е.А. Кроткиной были замечательным подспорьем при создании тематико-экспозиционного плана будущей экспозиции, который был создан Валентиной Ивановной Бородиной.

Ремонтно-реставрациооные работы выполняли специалисты хвалынских предприятий «Ремстройучасток» (начальник А.Г. Плохотников) и «Курортремстрой» (директор А.В. Капранов). Был проведён ремонт кровли, тесовых холодных пристроек, поставлены новые печи; воссоздана первоначальная планировка интерьеров, два крыльца и выходы во двор, деревянная резьба на фасадах, частично наличники окон и ставни, въездные ворота и калитки с сохранением старых петель и щеколды, произведена отделка стен и полов в соответствии с проектом. Реставрация дома К.С. Петрова-Водкина затянулась на пять лет. Возникали проблемы с финансированием. Все эти годы в штате филиала числились только заведующий П.А. Пестравский, сторож и истопник. Но уже в августе 1992 года в доме «за круглым столом» встретились работники краеведческого музея, представители хвалынской администрации, прессы и радио с художниками – участниками «хвалынских пленэров». Состоялся разговор о подготовке к 115-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина.

В 1993 году во время работы второй научной конференции, посвященной творчеству К.С. Петрова-Водкина (первая конференция состоялась в Хвалынске в 1988 году), во дворе дома был установлен закладной камень будущего памятника художнику. Именно этот камень стал основой первого памятника, сооружённого Петрову-Водкину в Хвалынске в 2008 году скульптором П.А. Подосинниковым на средства, собранные жителями города.
А долгожданное открытие мемориального дома-музея состоялось в 1995 году. Символическая ленточка была разрезана дочерью художника Е.К. Дунаевой 4 ноября – в канун 117-й годовщины со дня рождения К.С. Петрова-Водкина. Из приглашённых гостей на открытии были не только дочь Кузьмы Сергеевича, но и его младшая внучка Зинаида Павловна и правнуки, начальник управления культуры Саратовской области Илья Фёдорович Кияненко, от музея им. А.Н. Радищева научный сотрудник Игорь Александрович Сорокин, художники Павел Александрович Маскаев и Владимир Александрович Мошников.

В газете «Саратов» за 11 ноября 1995 года в статье Н.Свищевой «Огромность развернувшегося мира» так описано это событие: «У Елены Кузьминичны дрожал голос, и она смогла произнести всего несколько слов. И хвалынский мэр С.Платонов, и молодой местный поэт (В.Земсков), специально к этому дню сложивший восторженное четверостишие, и старый хвалынец, художник Ф.Пичиенко, и научный сотрудник краеведческого музея В.Бородина, все, кто пришёл или приехал, все они отнеслись к открытию музея как к делу, лично их касающемуся. А потому почти каждый говорил о Петрове-Водкине столько же, сколько о себе. О том, как, когда и где открыл для себя этого художника».

На церемонии открытия дома-музея были зачитаны приветственные телеграммы Председателя правления Санкт-Петербургского отделения союза художников Евгения Демьяновича Мальцева и художника Геннадия Павловича Губанова (Санкт-Петербург).

Для гостей, среди которых были и юные художники балаковской школы-студии под руководством Т.П. Кузнецовой, Валентина Ивановна Бородина провела первую экскурсию по новому музею. Экспозиция была завершена за три недели до открытия, директором дома-музея П.А. Пестравским, научным сотрудником картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина В.И. Бородиной и художником краеведческого музея С.П. Королёвым.

В основу концепции экспозиции легла идея «комментирования» К.С. Петровым-Водкиным представленных в ней произведений, фотографий и документов. Художник оставил богатейший биографический материал. В экспозицию были включены подлинные произведения К.С. Петрова-Водкина: картина «Семья художника (1903), подаренная Хвалынскому краеведческому музея самим автором в 1931 году, «Автопортрет» (1890-е), «Портрет матери» (1903), переданные в дар ХКМ в 1952 году вдовой и дочерью художника, волжские этюды (1900-е), поступившие в собрание музея из коллекции Е.К. Дунаевой в 1980-е годы, копия картины Тициана «Динарий кесаря» (1895), приобретенная музеем в 1989 году у потомков двоюродного брата художника А.И Трофимова. В домах хвалынцев была собрана типологическая мебель и предметы быта конца XIX - начала XX веков. Из мемориальных предметов в экспозицию вошли: палитра и кисти художника, бювар, тюбетейка и узбекский халат, подаренные К.С. Петрову-Водкину в Самарканде в 1921 году. Предположительно мемориальными являются буфет и стол в столовой дома, купленные у хвалынцев Морозовых, утверждавших, что мебель была приобретена ими в доме Петровых-Водкиных. Дочь художника Е.К. Дунаева подтвердила вероятность принадлежности мебели их семье. В доме была восстановлена комната матери, уголок сапожника, русская печь с полатями (печник Монахов); домашний «сад» из комнатных растений под аркой (мастер Капранов). Экспозиция обрела целостный вид и получила довольно высокую оценку дочери К.С. Петрова-Водкина.

К моменту открытия мемориального музея дом, который почти полвека принадлежал семье Петровых-Водкиных, прослужил людям уже целых сто лет. И вот он, обновленный, одухотворенный любовью и вниманием многих неравнодушных к творчеству К.С. Петрова-Водкина тружеников, начинал новую жизнь, полную важных событий, встреч и ярких красок.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений