Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Платонов Г.Г. «Женский портрет». Проект «Выставка одной картины»

Автор:  Грибанова Марина Владимировна

  • Г.Г. Платонов. Женский портрет. 1920-е годы
С 4 февраля по 15 марта 2020 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу Платонова Г.Г. «Женский портрет». 1920 – годы.

Платонов Гурий Гаврилович (1880, Хвалынск – 1922, Краснодар) – живописец, был дружен с К.С. Петровым-Водкиным. В юности Кузьма Сергеевич и Гурий Гаврилович поддерживали дружеские отношения, их связывала любовь к искусству. В письмах К.С. Петрова–Водкина к матери упоминается Гурий Платонов. Эти письма являются косвенным подтверждением мест учёбы Гурия Гавриловича. Учился художник, в Пензенском художественном училище (1898-1900). В письме к матери от 1 февраля 1898 года Кузьма Сергеевич Петров-Водкин пишет: «Гурий принят в число учеников Пензенской школы…». О том, что Платонов учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (1900-1903) упоминается в письме К.С. Петрова-Водкина от 25 января 1900 года: «Я очень доволен, что Платонов выдержал экзамен к Штиглицу». После окончания училища технического рисования барона А.Л. Штиглица Платонов женился в Хвалынске на Тяпкиной Екатерине Полуэктовне. В 1903 году и по 1910 год, семья художника жила в Омске, где Гурий Гаврилович преподавал рисование в мужской гимназии и в Сибирском кадетском корпусе. Там он участвовал в выставках Общества художников и любителей искусств Степного края. (1907, 1909). С 1910 года семья перебралась в Николаевск (ныне г. Пугачёв), Платонов работал преподавателем графического искусства в женской гимназии. Затем некоторое время, прожив в г. Самара, художник возвращается в Хвалынск. В начале 1920-х годов, Г.Г. Платонов уезжает в поисках работы на юг, в город Краснодар, где в 1922 году умирает от тифа. Его жена с сыном Анатолием вернулись в Хвалынск.

Представленный на выставку женский портрет, написанный Платоновым Г.Г., поступил в дар от Илюшиной Нины Трофимовны, которая приходилась Гурию Гавриловичу внучатой племянницей (была внучкой его сестры – Натальи). Так же стало известно, что на портрете изображена тёща художника, типичная представительница старообрядчества.

В XIX веке, в Хвалынском крае значительную часть населения составляли старообрядцы со своими устоями и обычаями. Старообрядцы отличались особой строгостью религиозной жизни, непринятием вредных новшеств, они оставались верны своим традициям во всем.

Портрет отчасти даёт представление об образе жизни женщины определённой эпохи. Одежда старообрядок не претерпела значительных изменений – они по-прежнему носят сорочки, сарафаны, платья, платки и повойники, чулки и сапоги без каблуков. На портрете пожилая женщина, на ней чёрное платье с длинным рукавом и серая шаль, прикрывающая большую часть лба, с кистями, сколотая под подбородком. Этому есть религиозное объяснение – узел на шее повсеместно ассоциируется с иудиной удавкой. Как известно Иуда, после того как предал Христа, повесился. Так же и у старообрядцев женщины не завязывают платок под горлом, а закалывают его на булавочку, чтобы не было узла. Поясное изображение женщина дано в ¾ повороте влево, взгляд её серых глаз устремлён мимо зрителя влево, в сцепленных пальцах натруженных рук женщина держит белый платок, во всей позе чувствуется напряжение от непривычности позирования, волнение от которого передаётся и зрителю. В уголках плотно сжатых губ прячется едва угадываемая улыбка, придающая особую одухотворённость лицу. Портрет выдержан в тёмных тонах, в основном серых и коричневато-оливковых, на фоне которых розовое лицо женщины и её руки являются самыми выразительными и яркими пятнами и концентрируют внимание зрителя. Но не только портретное сходство убедительно передано художником, но мягкость и мудрость женщины-матери, чтущей традиции семейного уклада старообрядцев.

Всякая культура может существовать только в том случае, если обладает способностью сохранения и воспроизведения традиций, лежащих в её основе. А её прочность соответственно, зависит от эффективности принятой в не й системы воспитания и образования. Женщина-мать являлась примером и идеалом для своих детей соблюдала порядки в обрядах. Рассматривая портрет, можно уловить дух того времени, времени силы и ментальности русского народа, его чистых истоков, национальных порывов и самобытности глубин.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"