Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Невольные подруги. Заключенные ГУЛАГа в рисунках Нины Лекаренко» Готовимся к выставке вместе. Часть 1

Дата мероприятия:  29.08.2019  —  11.11.2019

29 августа 2019 года в графическом зале Энгельсской картинной галереи, филиале Радищевского музея, откроется выставка «Невольные подруги. Заключенные ГУЛАГа в рисунках Нины Лекаренко». Ее идея обусловлена не только актуальностью и общественной значимостью темы политических репрессий. Радищевский музей хранит большую коллекцию графики ленинградской художницы Нины Алексеевны Лекаренко (в замужестве – Носкович; 1911–1995), а также ее портрет, выполненный классиком отечественного искусства XX века Владимиром Лебедевым в 1934 году. Сегодня мы расскажем именно об этом экспонате будущей выставки.

Портрет красивого человека всегда сложно оценить. Что нравится в нем зрителю? Яркая внешность? Или мастерство исполнения? Удалось ли автору передать нечто большее, чем привлекательные черты лица и статную фигуру?

Владимир Лебедев из тех художников, которые в работах предельно субъективны и не скрывают своего отношения к моделям. Не будет большим преувеличением сказать, что прелестная девушка в беретке очаровала мастера. Он сделал все возможное, чтобы ее миловидность «не навредила» образу, не увела внимание зрителей от живописи, оставив ему, автору, роль посредника, но не творца.

Героиня очень спокойна, она сидит, положив ногу на ногу, и в таком ракурсе кажется немного отодвинутой в глубину холста. Пространство создается и за счет сложно написанного фона с мягкими переливами света.

Девушка изображена анфас, но мы не встречаемся с ней взглядом: она думает о чем-то, печально опустив глаза. Лебедев окутывает ее клубящимся голубым туманом, который в сочетании с нежно-розовой кожей и иссиня-черной тканью дает эффект мерцания цвета. Здесь нет характерных для художника крупных, диагональных мазков краски. Слой живописи столь тонок, а контуры размыты, что реальный человек воспринимается как символический образ хрупкости и мимолетности красоты.

На момент написания портрета Нине Лекаренко было 23 года, она жила в Ленинграде с мужем и 3-летней дочерью от первого брака и работала в издательстве Детгиз (сейчас – «Детская литература») под руководством Лебедева. В 1935 году вышла первая проиллюстрированная ею книга – «Федорино горе» Корнея Чуковского. Казалось бы, такая профессия замечательно подходит как для мамы маленькой дочки, так и для молодой художницы, формирующейся в условиях опасно возрастающей политизации искусства. Но нужно помнить, что в годы чудовищной идеологической нетерпимости доставалось даже оформителям книг для самых маленьких читателей.

Скажем, на Лебедева навесили ярлык «пачкун». Именно так – «О художниках-пачкунах» – называлась напечатанная в «Правде» в 1936 году статья, в которой жестко критиковались его рисунки к сборнику Самуила Маршака «Сказки, песни, загадки», а также иллюстрации других художников к детским изданиям. Обвинения в формализме – излишнем внимании к форме произведения в ущерб его содержанию – в то время были не просто выражением эстетической позиции критика, но и конкретным руководством к действию. Как правило, за подобными публикациями (а статья о «пачкунах» не была единственной) следовали травля, гонения и аресты. Что и произошло со многими сотрудниками Детгиза.

Владимиру Лебедеву повезло, он не был обвинен во вредительстве или контрреволюционной деятельности. А его прекрасную коллегу и модель ждал другой приговор – «член семьи изменника Родины». Занятия рисунком она не оставит и в лагере. Портреты подруг по несчастью, сделанные ею в период заключения, вы сможете увидеть на выставке. Подробнее о них читайте в следующих публикациях рубрики «Готовимся к выставке вместе».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры