Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка карикатур Максима Смагина «Пегасы и Музы»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  10.07.2019  —  24.07.2019
Выставка карикатур «Пегасы и Музы» Максима Смагина - историка по образованию и художника по призванию - открылась в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина. Ветер перестроечных перемен оказался попутным для Максима Смагина и в конце 1980-х он ворвался в карикатурный мир, а участие в многочисленных конкурсах карикатуры, как в России, так и за её рубежами, утвердило его в нём и принесло много наград и премий, в том числе в 2001 году одну из самых престижных – «Золотого Остапа» за культурный проект «Буратино навсегда». Максим - организатор международного конкурса карикатуры «Европа-Азия» и создатель музея карикатуры в Екатеринбурге в 2017 году. Карикатуры Максима Смагина печатали с равным удовольствием «Крокодил», «Физкультура и спорт», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Вокруг смеха», «Литературная газета» и др., а с 1994 года он стал главным художником и членом авторского коллектива всероссийского юмористического журнала «Красная Бурда» и издал два альбома своих карикатур – «Стройка» (1998), «Обо всём понемногу» (1999). Словом, Смагину покорны все возрасты и темы. Его рисунки не требуют комментария – они сами являются комментарием современной жизни. Но художник не всегда озабочен злобой дня, в его «кадрах»-картинках, представленных на выставке, «вечная» тема творческого вдохновения, художник как бы «заглядывает» за волшебный занавес творческого вдохновения и «увиденное» преподносит с острой наблюдательностью и юмором. Отношение литератора с Музами – это только одна из многочисленных тем, «вспаханных» Смагиным. Но «глубокая вспашка» видна не сразу, она требует такого же острого глаза от зрителя. Здесь и «весёлые Музы» юмориста, танцующие канкан, и Муза – покровительница так называемой «деревенской прозы» - в лаптях, сарафане и с вёдрами на коромысле, и Муза сатирика с языком-жалом и связанными руками, и Муза в виде деревянной игрушки-бабочки на колёсиках, которой управляет детский писатель, и плачущая Муза драматурга, утирающая слёзы выходящей из пишущей машинки трагедией или драмой, и Муза, играющая в карты с уже «голым королём» в лавровом венке.

Карикатуры Смагина обитают в жанровом пространстве между комедией положений и гротеском. В условно названной карикатуре «Принцесса на горошине» зритель узнаёт литератора, который сидит не на многочисленных матрасах, а на толстых фолиантах, в нижнем из которых заложено перо, и мы понимаем, что речь идёт о компиляторе, который всё время ловит себя на чужих мыслях, отсюда и бессонница – совесть не спокойна. Мягким простодушием веет от рисунка с изображением японского поэта, сидящего на коленях перед свитком, у поэта лавровый венок плавно переходит в ветку сакуры, и мы понимаем, что речь идёт о «весенних» хокку. Как ни странно, в «комиксах» Максима Смагина привкус печали столь же отчётлив, как и острая ирония, например, в рисунке, на котором «ветер перемен» срывает не только листья с лаврового венка на голове литератора, но и лиры с Древа Жизни… И мы понимаем, что этот «ветер» беспощаден не только к литератору, пришедшемуся «не ко двору» этому времени, но он беспощаден к самому творчеству…

Одна из карикатур имеет отношение к их автору: на ней изображён широко шагающий по земле человек с вилами через плечо, каждый зубец которых представляет собой перо, с капающими каплями чернил, под мышкой он несёт кипу исписанной бумаги. Так писатель-сатирик вычищает «авгиевы конюшни» пороков современности, сродни ему и художник-карикатурист. «Мусор» накапливается в нашей жизни по многим причинам, в том числе и невостребованность жанра карикатуры в наши дни – одна из них. Сам Максим верит в то, что интерес к нему проснётся, и «мы вскоре вновь увидим карикатуры на страницах газет, журналов и интернет-изданий». Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина этой выставкой пытается внести свою маленькую лепту в дело возрождения жанра.

На открытии выступил со своими пародиями на стихи известных, и не очень, поэтов ещё один екатеринбуржец – художник, давний друг музея А.В. Степанов. Это не первый его выход к публике с пародиями. Именно в музее карикатуры М.Смагина он выступил с ними в мае 2019 года и был очень тепло встречен аудиторией. Так образовался замечательный тандем поэзии и графики, который получил продолжение уже в Хвалынске. Пародии А. Степанова не лишены критицизма, но в целом дружественные по отношению к оригиналу. Часто Александр Владимирович использует приём смещения контекста. Контекст изменяется таким образом, что точно повторённые особенности исходного произведения становятся нелепыми и смешными. Александр Степанов прочёл пародии на стихи Г. Горбовского, В. Дорожкиной, В. Дагурова, Л. Ладейщиковой, С. Кековой, Б. Рыжего, А. Иванова, А. Аркатовой, И. Паздникова и др.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"