Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка хвалынских пейзажей «Старинный городок, что прислонился к Волге с горами меловыми и таинством лесов…»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  02.07.2019  —  31.08.2019
Стоимость билета:  10 р.
Название выставки хвалынских пейзажей «Старинный городок, что прислонился к Волге с горами меловыми и таинством лесов…» позаимствовано из стихотворения местной поэтессы Любови Леонидовны Спицыной. Хвалынская земля славится своим человеческим потенциалом. Неслучайно здесь проводится творческий фестиваль поэзии «Радуга», на который слетаются летом поэты Саратовской области, и фестиваль «Этюды на родине К.С. Петрова-Водкина», где художники России пишут и показывают в последний фестивальный день свои работы. Что-то притягивающее есть в этих зелёно-голубых пространствах, пронизанных светом. Хвалынская земля являет собой первозданность элементов космоса: духовное и материальное, небо и земля приходят здесь в гармоническое равновесие. Огромная «линза» Волги, отражающая небо, даёт световые рефлексы на окружающее. На это обратил внимание ещё в первые свои приезды красноярский художник В.А. Белоусов, говоря об удивительном свете, пронизывающем всё, и екатеринбургские художники, сравнивающие хвалынский свет с южным, крымским. Об этом же писал ещё в 1997 году саратовский художник В.Н. Морковин: «Свет Хвалынска, свет из Хвалынска, свет картины, свет из картины… Мир в брызгах света… Свет на листве, на холмах, на лицах, на чердаках и кажется, что он проникает ещё глубже». Где, как не здесь проникнуться светоэнергетикой? И проникались… С начала 20 века приезжали сюда художники и писали этюды, сохранившие драгоценный запас впечатлений от волжского пейзажа и милых уголков Хвалынска. Конечно, не всем этюдам и картинам суждено было попасть в фонды музея: во-первых, художественный отдел в краеведческом музее возник далеко не сразу, только в 1961 году открылась картинная галерея, а во-вторых, не все художники были так щедры, чтобы делиться своими этюдами бесплатно, а музейные сотрудники - так настойчивы в своём желании пополнить фонды галереи. Но всё-таки кое-что в фондах галереи сохранилось. Эти «следы» разных лет, оставленные художниками из городов России на хвалынской земле и экспонируются на выставке. Здесь и улицы Хвалынска с уютными купеческими кирпичными домиками, украшенными каменным узорочьем, как в работе самарского художника Б.Иевлева «Перед грозой» (1970), и знаменитые Кучугуры – таинственный уголок города с крутым спуском к Волге на этюде саратовского художника В. Солянова «Серый день» (1976), больше на выставке окрестных пейзажей с выгоревшими на летнем солнце холмами, как на этюде саратовского художника Г.Маскаева «Ах, август, август…» (2000) или таинственной панорамой хвалынских гор в летние сумерки, как в картине Б. Шагина «Вечер в окрестностях Хвалынска» (1970-е). Но есть на выставке работы, где хвалынский пейзаж претворён в «метафизическую субстанцию», где видны поиски небесного огня в материи, как в работах саратовского художника В.Мошникова «Пейзаж с тремя синими фигурами» (1995).

«…Хвалынск, - по мнению красноярского художника В.А.Белоусова, - не географическое понятие, это культурное поле с глубоким контекстом, лежащим в фундаментальном русле развития искусства, «вспаханное» многими поколениями художников, начиная с народных примитивистов, иконописцев, К.С.Петрова-Водкина с его «планетарным» миросозерцанием и теми художниками, которые привнесли в него семена модернизма и постмодерна. Мы даже не осознаём всю глубину этого фундаментального контекста. Но сам контекст «поля» меняется медленнее, чем развивается отдельный художник. И вот в это поле попадают «энергетически заряженные частицы» - художники: если заряд мал, то поле поглощает художника, подчиняет его, а если заряд достаточен, то художник развивается. Это развитие может вывести художника за рамки контекста, а через какое-то время вернуть назад. И это совершенно не страшно. Главное – наличие трёх условий: уникального Хвалынска, культурного контекста и мощного творческого импульса художника». Выставка «Старинный городок, что прислонился к Волге с горами меловыми и таинством лесов…» о силе творческих импульсов.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры