Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка хвалынских художников «Неслучайная встреча»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  14.04.2019  —  14.05.2019
Стоимость билета:  10 р.
Бывают «странные сближения», а бывают закономерные, как встреча художников на выставке «Неслучайная встреча». Художники, представившие свои работы на неё, знают друг друга давно. Георгий Мошков и Вячеслав Устинов – уроженцы Хвалынска, Александр Дьяков и Валерий Кидло – связаны с городом с юношеских лет, для Виктора Шептунова Хвалынск, в котором он проживает более 40 лет, стал тоже второй родиной, как и для Юрия Кочеткова, переехавшего на Волгу из Средней Азии в 2001 году и органично вписавшегося в хвалынскую культурную среду. Участие в музейной выставке для них – это возможность общения с близкими по духу людьми. Все они разные, но именно в многослойности их восприятия возникает общая картина творческого лица города.

На выставке представлен широкий спектр увлечений художников, и жанровых и стилистических. Наиболее востребованным оказался, конечно, пейзаж. Это неслучайно для художников, живущих в таких запоминающихся ландшафтах как наши окрестности. Да и городские мотивы дают повод для лирических высказываний.

Валерий Кидло явно предпочитает конкретные пейзажи, не из притчи или какой-то идеи вышедшие, а из натуры. Ему удаётся передать тончайшие нюансы природных явлений: влажность воздуха, его лёгкое колебание, неброскую красоту городка. Моделировка формы, глубина тона создаются несколькими прозрачными слоями. Его тонкие по цвету пейзажи «Весенний этюд», «Пейзаж с деревом» привлекают своей умиротворённостью, хрупкой тишиной, нарушаемой или лёгким ветерком, или журчанием весеннего ручья. «Пробы пера» Валерия в портретном жанре кажутся тоже удачными. Они убедительны и в сходстве с оригиналами, узнаваемы, как графический «Портрет П.М. Дежурова», и нетривиальны по композиции.

Увидев акварельный пейзаж, где природа родного края нарядилась в «сапфир», «янтарь» и «изумруд» нетрудно определить авторство Юрия Кочеткова. Его миниатюрные пейзажи написаны в технике сухой акварели, они отличаются от пейзажей Валерия Кидло не только размерами, но и большей отстранённостью от натуры. Художник идёт не от внешнего к внутреннему, а от внутреннего к внешнему: в них превалирует не конкретный уголок природы в неповторимости состояния, а обобщённый образ России. Его акварельные пейзажи наполнены светом и воздухом. И, конечно, любовью. Хотя, порой, не без грусти. Старые домики да баньки, покосившиеся заборчики - та самая «уходящая Русь». Живописуя это, мастер будто вступает в неравный бой со временем и «цивилизацией», из объектов которой ничто не просится на лист. А просятся заливные луга и перелески, речки и заводи, берега широкой Волги и над нею - простор. Всё, что имеет душу и узнаётся душой.

Для натюрмортов Юрия Кочеткова характерны незамысловатое расположение предметов, симметричные композиции, чистые тона и любовь к рефлексам и бликам, рождаемым светом.

На выставке «Неслучайная встреча» можно увидеть новую ипостась нашего известного карикатуриста Александра Дьякова. Александр недавно обратил свой взор с сатиры и юмора на живопись, начал писать акрилом пейзажи. Язык его работ яркий, контрастирующий с тональной живописью его коллег по выставке, как в работах с изображением «визитных карточек» Хвалынска – пожарной каланчи или мечети. Но и в живописных работах сохранилась «генетическая» память карикатуриста, его меткий глаз, умение увидеть и найти живописные средства для выражения характерного в местном менталитете. Во взгляде художника на женщину-рыбачку на дамбе в окружении кошек, ожидающих улова или горнолыжника в виде трансформера, напоминающего кубик Рубика, чувствуется мягкая ирония.

Мало кто из зрителей усомнится в профессиональной оснащённости Вячеслава Михайловича и мало кто из его земляков-художников имеет за плечами такой же большой выставочный багаж, что говорит о наполненной творчеством жизни. Вернувшись на родину после долгих странствий по стране, Вячеслав Устинов не только не оставил своих живописных тренировок, но и обогатил их новыми темами из своего военного прошлого. И, конечно, накануне великого праздника – Дня Победы, он не остался в долгу и по велению сердца в память о великом и мужественном поколении, сражавшемся на полях войны, написал портреты двух маршалов – А.М. Василевского и К.К. Рокоссовского.

Тонкое наблюдение за природой, мастерски переданное освещение, трепет цветовых нюансов демонстрирует в цветочных натюрмортах Вячеслав Михайлович. Цветок – это символ прекрасного, символ возрождения и начала новой жизни, что особенно символично весной. Но усилия Вячеслава Устинова в цветочных натюрмортах направлены не только на детальную передачу лёгкого кружева лепестков и объёмную форму вазы и фруктов на столе, он ставит перед собой живописно-пластические задачи. Его букеты сложно освещены, часто они изображены на окне, в результате чего получаются более глубокие, бархатистые цвета.

Георгий Мошков – художник, для которого пространство и свет в картине являются доминирующими характеристиками. С помощью света он строит форму и держит пространство холста в напряжении. Мир деревьев, воды, неба, - вот «учебник», по которому занимался художник. Его художественный метод связан с традицией тональной живописи, язык его этюдов строится на градации неярких тонов и правдивой передаче мотива. Мошков работает с темой пограничных территорий – местом, где создаётся особое напряжение двух систем – города и окраины, двух «индивидуальностей». С привычных, казалось бы, ничем не примечательных видов, он снимает завесу обыденности и позволяет распознать «множество диковин».

Виктор Илларионович Шептунов оставил на хвалынской земле много своих «монументальных» следов, он - старейший представитель вымирающей профессии – оформитель. На выставке экспонируются его новые работы: «Портрет художника В. Калашникова» и «Автопортрет». «Автопортрет» напряжён, даже трагичен. В нём чувствуется внутреннее беспокойство и надлом. Художника Виталия Калашникова уже нет с нами, поэтому портрет создавался по памяти и старым натурным рисункам. Это даже не портрет, а поэтичный образ творческого вдохновения. Вся фигура, жест рук художника, светлая красочная гамма, говорят о движении души, о возвышенном состоянии в момент творчества.

В столицах искусство насыщено экстремальными проявлениями. В провинции всё мягче, традиционнее, консервативнее. Актуальное искусство здесь - не актуально. Здесь не устраивают диких инсталляций и перформансов, будоражащих общественность, а тихо работают себе за мольбертами. Ничто не нарушает общую приглушенную тональность. Может быть, это и неплохо, потому что даёт возможность, отслеживая новое, придерживаться традиций, сохранять корни.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры