Дата мероприятия:  29.01.2019  —  24.02.2019
Открытие:  29 января в 16.00
Телефон:  (8453) 55 78 87
Выставка открывает
цикл мероприятий
социокультурного проекта
«Знай наших! А.П. Боголюбов. 195»


В Энгельсской картинной галерее работает выставка, посвященная 195-летию со дня рождения А.П. Боголюбова (1824-1896), основателя Радищевского музея, замечательного пейзажиста и выдающегося художника-мариниста. В экспозицию выставки вошли книги, графические произведения и предметы декоративно-прикладного искусства XIX века из собрания Радищевского музея.
 
Морские пейзажи не случайно стали излюбленной темой Боголюбова. В период его учебы в Санкт-Петербургском Морском корпусе (1835-1840) и во время дальних походов море и корабли стали живой натурой для начинающего художника. За годы длительной военно-морской службы он настолько хорошо изучил устройство корабля, что с документальной точностью изображал мачты, паруса, флагштоки. 

Во время экспедиции 1849 года на пароходе-фрегате «Камчатка», где служил Алексей Петрович находился герцог М. Лейхтенбергский, который отметил талант морского офицера и дал ему рекомендацию для поступления в Академию художеств. После ее окончания А.П. Боголюбов был назначен художником Главного морского штаба. Замечательные этюды и рисунки с морскими видами, исполненные им по роду службы, послужили богатым материалом для его живописных и графических произведений. 

В период Крымской кампании художник создал немало рисунков, ставших основами для литографированного издания «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853-1854 годах», заказанного российским императором Николаем I. Мастерски изобразив эпизоды войны на Черном море, А.П. Боголюбов по праву заслужил «титул живописца-историографа российского морского дела».

Немало новых материалов появилось у моряка-художника после посещения военных действий на Дунае. Исполненная им серия рисунков вошла в альбом «Эпизоды войны 1877-1878 годов. Подвиги наших моряков. 10 фототипий с рисунков профессора А.П. Боголюбова», который был издан А. Беггровым в Санкт-Петербурге в конце 1870-х годов.
Работы из этого альбома занимают центральное место в экспозиции выставки. Достоверные изображения атак и взрывов турецких броненосцев: «Люфти-Джелиль», «Хивзи-Рахман», «Фетхи-Буленд» напоминают об ужасах войны и героизме русских моряков. На одном из листов этой серии запечатлен знаменитый бой на Дунае у селения Мечка. В этом сражении российская сторона понесла серьезные потери. Командир экипажа катера «Шутка» лейтенант Н.И. Скрыдлов и находящийся на борту катера известный художник-баталист В.В. Верещагин были серьезно ранены. 

Изображения парусников, катеров, броненосцев и крейсеров, искусно исполненные акварелью или пером, можно увидеть на страницах книг из коллекции А.П. Боголюбова и его старшего брата Н.П. Боголюбова (1821-1898), морского офицера, историка российского флота. 

Множество иллюстраций по рисункам А.П. Боголюбова содержит книга «Волга от Твери до Астрахани», изданная в Санкт-Петербурге в 1862 году. Кроме 10 литографий с видами городов, страницы книги содержат многочисленные виды кораблей (31 политипаж). Этот иллюстрированный путеводитель по волжским городам был создан в результате путешествия братьев Боголюбовых на Каспийское море. Книга стала первым литературным опытом Н.П. Боголюбова, большого знатока российской истории, географии и кораблестроения. И другое его сочинение – историческая быль «Граф Беньковский» (1894) было оформлено рисунками А.П. Боголюбова. 
 
Страницы парижского «Каталога международной выставки изобразительного искусства княжества Монако» (1894) украшают оригинальные рисунки пером с видами корабля «Адмирал Нахимов», крейсера «Рюрик» и изящного парусника. 

Прекрасный морской пейзаж с птицами, исполненный Боголюбовым акварелью на форзаце книги Леонардо да Винчи «Кодекс о полете птиц» (Париж. 1893), передает настроение и его отношение к сочинению великого мастера эпохи Возрождения.

На выставке можно увидеть и другие книги, посвященные морскому и корабельному делу: двухтомное издание «История корабля» (М., 1879-1880) Н.П. Боголюбова; парижское издание «Русский флот во Франции» (1894) М. Вашона; «Очерк истории морского кадетского корпуса» (СПб. 1852), написанный историографом русского военно-морского флота Ф.Ф. Веселаго, а также подаренное им А.П. Боголюбову петербургское издание «Краткие сведения о русских морских сражениях за два столетия с 1656 по 1856 год» (1871). 

Дополняют выставку марины, выполненные А.П. Боголюбовым в технике монохромной надглазурной росписи на керамике. Живописью на фарфоре Алексей Петрович серьёзно заинтересовался в австрийском курортном городе Франценсбаде, где отдыхал летом 1875 года. Работа с керамическим материалом позволяла расширить творческие возможности и освоить новые профессиональные навыки. Вернувшись в Париж, Боголюбов становится инициатором создания керамической мастерской русских художников и увлекает идеей росписей по керамике целую группу талантливых молодых пенсионеров Академии художеств. Среди которых были И. Репин и В. Поленов, И. Похитонов, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, М. Виллие, К. Савицкий, А. Беггров, К. и В. Маковские. 
 
Вошедшие в экспозицию, фаянсовые пласты «Итальянская марина», «Вид Петербурга» и кафель «Крушение», блюдо «Шевенинген» и другие предметы декоративно-прикладного искусства были созданы А.П. Боголюбовым в Парижской керамической мастерской русских художников в 1870-начале 1880-х годах.
Образы кораблей, исполненные Боголюбовым в графических, живописных и декоративных произведениях – истинные шедевры талантливого художника, непревзойденного мастера, «летописца» русского флота. 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений