Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Хвалынский Антей (Выставка к 70-летию со дня рождения С.Г. Серова)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

29 мая 2018 года в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина открылась выставка «Хвалынский Антей», посвящённая 70-летию со дня рождения замечательного художника Сергея Георгиевича Серова (1948-2014). Название выставки неслучайное: Сергей Георгиевич, как и герой греческого мифа, был предан своей Гее – хвалынской земле. Чтобы взлететь, он, как мифический герой, должен был прикоснуться к ней. Она давала ему не только силы, но и содержание для творческих взлётов.

Устроители выставки не стали привлекать работы из частных собраний, хотя в Хвалынске во многих домах друзей и знакомый Сергея Георгиевича хранятся его этюды и картины, а показали свою музейную коллекцию, а в ней насчитывается более 40 работ разных периодов творчества художника. Это пример того, как важно музею иметь в своём собрании коллекции отдельных художников, своеобразных «гениев места», имя и творчество которых будет востребовано поколениями горожан. Ведь С.Г. Серова можно с полным правом назвать летописцем Хвалынска, всю свою творческую жизнь он создавал «портрет» города своего детства и юности. Его картины – художественная память Хвалынска - представляют историческую ценность. Многие картины попали в музейную коллекцию в дар после смерти художника от его жены И.М. Серовой. Ирина Михайловна понимает их значение для города и музея.

Художник начинается тогда, когда в его замысле возникает свой особый строй, своя система мыслей о реальном мире. Только при наличии собственного взгляда на вещи, становясь своего рода философом, он выступает как художник. Серова с полным правом можно назвать таким художником-философом, со своим миром, преображённым его внутренним светом. Картины Сергея Георгиевича всегда «солисты» в общем хоре, они выделяются своим «лица не общим выраженьем». На выставке представлена одна из первых попыток Сергея Георгиевича реализовать «тему» - картина «У родника» (1984), в которой уже проявлен художественный язык, цветовой строй, жанровая направленность творчества художника. На фоне идеализированного хвалынского пейзажа – фигуры играющих мальчиков, олицетворяющих первозданную чистоту связи природы и человека. Это картина о детстве самого художника и о детстве человечества. Эту связь с природой он всегда обретал именно на родине, где сохранилась ещё гармония отношений между людьми, между архитектурой и окружающим её пейзажем, между временем и вечностью.

Сергей Георгиевич всегда искал связи и, когда они были порушены в реальности, восстанавливал их в своих работах. Например, в картине «Площадь в Хвалынске» (2006) не просто городская площадь, на неё воображением художника «возвращён» взорванный в 1938 году Казанский собор, а на первом плане представители творческой хвалынской интеллигенции, среди которой и сам художник. Сейчас, когда многие люди, изображённые на картине, покинули этот мир, картина стала групповым портретом поколения. Его дополняют и отдельные портреты горожан – музыканта П. Сукачёва, художников, наставников Сергея Георгиевича - Е.К. Серовой, В.Н. Челинцевой, В.В. Полякова, в чьих домах он находил художественную среду, компенсирующую отсутствие культурного поля в провинции. Часто эти интерьеры и старые вещи, созданные руками местных ремесленников, были «натурщиками» его натюрмортов, а сами хозяева «культурных гнёзд» были моделями его жанровых картин, как, например, Е.К. Серова в картине «В саду» (1996), сидящая на плетёном кресле под «навесом» виноградной лозы и солнечных бликов, играющих в листве, на одежде, на земле, предметах. И только внимательный взгляд различает среди этого разноцветного калейдоскопа фигуру задумавшейся, а может быть, задремавшей пожилой женщины.

На картине «Альберт Рис Вильямс в Хвалынске» (1990) можно видеть не только самого американского журналиста, жившего в 1920-е годы в Хвалынске, плывущего на лодке по Волге в окружении хвалынцев, но и архитектурные памятники города, образы картин К.С. Петрова-Водкина, обозначивших берег. Картина вызывает в памяти Данте с картины Делакруа «Ладья Данте». Но если у Делакруа Данте плывёт в ладье по реке Стикс мимо пылающего города мёртвых, то у С.Г. Серова на берегу образы пробуждённой памяти, которую всколыхивает своим веслом Вильямс.

В 1990-е годы в творчестве С.Г. Серова появляются триптихи, ему тесно в рамках одного холста, большие философские темы требовали больших форм. Таков триптих «Окаянные дни» (1992), где использование библейских сюжетов подчёркивает историческую значимость событий. В этом триптихе передано состояние ужаса перед «прелестями» перестройки, результаты которой до сих пор вызывают споры.

В коллекции музея хранится и одна из очень значимых для С.Г. Серова картин - «Возвращение» (2009). Визит предстоятеля русской православной старообрядческой церкви Корнилия не остался незамеченным художником. Он присутствовал на освящении поклонного креста на территории бывшего женского старообрядческого монастыря под Хвалынском. Сама красочность действа, историческая его значимость привлекли художника, который вместе с горожанами с интересом и уважительным благоговением наблюдал за обрядом. В картине все участники события - узнаваемые реальные персонажи. Но рядом с ними, среди стволов сосен, за происходящим наблюдают из исторической дали бывшие насельницы монастыря. Эта картина о духовных скрепах и преемственности.

С.Г. Серов – мастер натюрморта. Этот жанр занимал важное, а временами ведущее место в его творчестве. На выставке представлено несколько натюрмортов художника, в том числе и «Музейный натюрморт» (1999), написанный в галерее на тумбочке из дома Радищевых, и один из последних «Натюрморт с жерехами» (2012), где художник изобразил свой улов в окружении множества «говорящих» деталей: репродукции с изображением картины Серова «Чудесный улов», где читается фигура Христа, позолоченного кубка, медной тарелки, напоминающих потир и дискос. Так быт превращается в бытие у Серова. Пластически выразительные пятна, вибрируя цветными мазками, создают особый эмоциональный настрой.

На открытии выставки звучали выдержки из автобиографической прозы Сергея Георгиевича. Он не только хорошо знал литературу, но и сам прекрасно владел словом, был замечательным рассказчиком, владел семиструнной гитарой, неплохо пел, собирал редкие романсы и даже сам сочинял музыку. Собравшиеся вспоминали об этих его разнообразных дарованиях. В заключение был показан фильм о художнике «Парень из нашего города», созданный музейными сотрудниками в 2008 году.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры