Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Отличить оригинал. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

Фотографии, которые вы видите на сайте, сделаны четверть века назад. На них – рабочий момент съёмки телепередачи об исследованиях коллекции западноевропейской живописи Радищевского музея.

На снимках – специалист по технологии живописи Татьяна Максимова (Москва), сотрудник музея Лидия Краснопёрова, журналист саратовского телевидения Надежда Макеева.

Посетители выставки «Оригинал. Копия. Подделка?», которая проходит сейчас в Радищевском музее, на собственном опыте могут убедиться, что каждая картина содержит вопросы, на которые трудно, иногда невозможно ответить однозначно. Одним из оснований для суждений о живописи является мнение знатоков, но они могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. Талантливо сработанные копии, хитрые подделки заставят сомневаться самого опытного эксперта.

С середины XX века во всём мире широко применяются физико-химические методы исследования произведений искусства. В Радищевском музее в 1990-е годы прошли исследования западноевропейской живописи, поскольку в этой части коллекции особенно много вопросов. Руководителем работ была специалист по технологии живописи Татьяна Максимова (Москва). Картины обследовались с помощью микроскопа, съёмок в ультрафиолетовом, инфракрасном и рентгеновском излучении. Для определения возраста картин незаменим химический анализ красок. До конца XVII века живописцы работали красками природного происхождения. Это – охра, угольная чёрная, свинцовые белила, лазурит. Такой набор является объективным свидетельством старой технологии. Краски фабричные: берлинская лазурь, цинковые белила, искусственный азурит говорят о принадлежности работы более позднему времени. Однако искусственные пигменты, применённые реставраторами, обнаруживаются и на старых картинах.

Исследования, проводимые Радищевским музеем, привлекли внимание коллег.

Публикуемые фотографии сделаны во время проведения межрегионального научно-практического семинара по изучению западноевропейской живописи.

Знакомые картины освобождены от рам, на стендах – фотографии фрагментов, снятых в лучах рентгена, ультрафиолетовых и инфракрасных спектрах излучения. Картины – словно пациенты на приёме у врача. У каждой – свои проблемы, но основная для всех – определение оригинальности, фиксация следов старых и новых реставраций, обнаружение фальшивых подписей, поздних надставок холста. Новый взгляд на картину немыслим без увеличительного стекла, позволяющего увидеть позднейшие переделки. Самое распространённое дополнение – фальшивая подпись, рассчитанная на неискушённого и доверчивого покупателя. С именем, особенно знаменитым, картина становится дороже. Бывало, что картине подбирали красивую раму, которая не совсем подходила под размер. Тогда без смущения надшивали новый кусок холста и прописывали его в тон авторской живописи.

Иногда утраченные фрагменты старой картины оживляли новыми красками. Со временем эти части стали сильно отличаться, нарушая целостность живописной структуры. Сенсацией для музея стала история картины, приобретённой в Саратове как произведение Яна Брейгеля Бархатного и оказавшейся копией XIX века.

Исследование коллекции, как показывает выставка, интересно не только специалистам, оно увлекательно для каждого любознательного человека.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры