Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Итальянский мастер XVIII века. Ангельский концерт. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

Автор:  Щетина Мария Викторовна

Поднимаясь по парадной лестнице Радищевского музея, ни один посетитель не оставляет без внимания мраморные барельефы, вмонтированные в стену. Изображенные на них толстощекие малыши с ангельскими крылышками увлеченно и сосредоточенно дуют в трубы, разворачивают свитки, борются друг с другом. Их образы полны жизни, тепла и подлинного очарования, а естественность их поз и движений оставляют впечатление легкости, очарования праздника и беззаботного веселья.

Барельефы были исполнены в середине XVIII века по заказу австрийского министра, графа Иоганна Филиппа Кобенцля (1741–1810). Будучи, как многие знатные и состоятельные люди, увлеченным коллекционером, граф Кобенцль больше всего ценил искусство фламандских мастеров XVII века – времени, когда работали такие художники как Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Давид Тенирс Младший. Если, по тем или иным причинам, приобрести подлинную работу любимого мастера не было возможности, граф Кобенцль заказывал копии. В отличие от коллекционеров последующих эпох, людям XVIII столетия копии представлялись вполне достойными заменами оригиналов.

Именно так обстояло дело и с рассматриваемыми барельефами. Они являются вольной копией большого барельефа «Ангельский концерт» (80х120 см), исполненного фламандским скульптором Франсуа Дюкенуа.

Мастер исполнил его в 1640–1642 годах по заказу кардинала Асканио Филомарино для главного алтаря церкви Санти Апостоли в Неаполе. К этой работе кардинал привлек лучших мастеров своего времени. Но Франсуа Дюкенуа он ценил особенно высоко и называл барельеф «Ангельский концерт» «главным украшением капеллы».

Сегодня имя Франсуа Дюкенуа большинству посетителей музея не знакомо. Но в свое время этот скульптор принадлежал к числу самых знаменитых и востребованных мастеров Европы.

Уроженец фламандского Брюсселя, Франсуа Дюкенуа (1594–1643), или Франсуа Фьяминго (итал. Fiammingo – «фламандец»), известен, главным образом, как автор детских фигур. Не случайно в Италии, где он работал долгие годы, его называли «il fattore di putti» – создатель путти, т.е. статуй, изображающих маленьких детей (итал. «putto» – маленький мальчик). При всей кажущейся незначительности и непритязательности сюжетов его произведений именно Дюкенуа первым европейском искусстве создал форму детского тела, приближенную к натуре, и ставшую своего рода «каноном» для других художников. Отныне «откормленные младенцы Франсуа», как несколько иронично назвал персонажей фламандского скульптора хранитель картинной галереи Императорского Эрмитажа начала ХХ века Эрнест Карлович Липгарт, заполняют мастерские всех европейских художников.

Работами Франсуа Дюкенуа восхищался его знаменитый соотечественник, фламандский художник Питер Пауль Рубенс. В одном из писем скульптору он писал: «…чудесные произведения, рожденные Вашей рукой, … кажутся скорее созданными природой, чем искусством».

На выставке «Оригинал. Копия. Подделка» можно будет увидеть копию с картины Рубенса «Младенец Христос и Иоанн Креститель». Даже при первом, самом беглом взгляде, отчетливо видно сходство в том, как фламандские мастера – живописец и скульптор трактуют форму детских тел, естественность их поз, как передают мягкость детских волос. К слову заметить, и картина и рассматриваемые барельефы из собрания Радищевского музея были исполнены почти в одно время, в начале – середине XVIII века.

В последующие столетия, несмотря на изменения художественных стилей, очаровательные творения фламандского скульптора сохраняли свою привлекательность.

Итальянский скульптор Антонио Канова (Antonio Canova; 1757–1822), уже при жизни признанный современниками «величайшим мастером своего времени», увидев однажды барельефы Франсуа Дюкенуа после долгого их созерцания, как-будто не находя слов, чтобы выразить свое восхищение, опустился перед ними на колени и безмолвно расцеловал их.

Вполне естественно, что такой горячий поклонник фламандского искусства XVII века как граф Кобенцль, не мог пройти мимо одного из самых знаменитых произведений Дюкенуа. Но со времени создания оригинального барельефа прошло почти 100 лет. Изменились художественные вкусы и предпочтения людей. На смену монументальности и пышной грандиозности барокко пришло камерное изящество и утонченная изысканность рококо. И, в соответствии с запросами своего времени, скульптор преобразовал одну большую композицию в две, проявив себя не ремесленником, а настоящим художником. Центральная часть составила один барельеф, а две боковые группы, сдвинутые друг к другу – второй. Сумев сохранить идею первоначального оригинального замысла, мастер создал новое, не менее интересное произведение.

В середине XVIII века финансовые трудности вынудили австрийского министра графа Иоганна Филиппа Кобенцля продать свою коллекцию императрице Екатерине II. В конце 1882 года, как только был решен вопрос о создании Радищевского музея в Саратове, А.П. Боголюбов обратился к императору Александру III с просьбой оказать помощь в пополнении коллекции нового музея. Среди переданных в дар из Императорского Эрмитажа произведений были и рассматриваемые барельефы.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры