А. Я. Головин. Нескучный сад. Выставка одной картины

Автор:  Шкута Елена Анатольевна

  • Головин А.Я. Нескучный сад
Дата мероприятия:  23.01.2018  —  25.03.2018

В середине 1970-х годов в Радищевский музей поступила коллекция Михаила Федоровича Глазунова, патологоанатома, академика Академии медицинских наук СССР. Он интересовался живописной культурой Серебряного века – времени, когда мастера стремились к большей эмоциональности и выразительности искусства, к индивидуальности и неповторимости собственного художественного стиля. Собрание музея обогатилось произведениями Константина Коровина, Исаака Левитана, Николая Рериха, Игоря Грабаря, Бориса Кустодиева, Исаака Бродского, Константина Сомова, а также тремя театральными эскизами Александра Головина и его темперным пейзажем 1910-х годов «Нескучный сад».

Александр Яковлевич Головин (1863-1930) провел раннее детство в подмосковном Петровско-Разумовском, где располагалась знаменитая усадьба XVIII века. Детские впечатления будущего живописца найдут отражение в его изумительных парковых пейзажах. Он разделял любовь художников своего поколения к русской усадебной архитектуре и желание возродить поэтичную атмосферу прекрасного былого в живописи. Ностальгические элегии Станислава Жуковского и Виктора Борисова-Мусатова по настроению близки декоративным картинам-панно Головина, будто сотканным из тысяч изумрудных листочков. Таковы пейзажи Павловска, Царского Села и Нескучного сада – парка в Москве, получившего название от усадьбы князя Никиты Трубецкого «Нескучное».

Фантазия автора превращает один из павильонов сада, окруженный березами, в заколдованное царство, границу которого охраняют пни и искривленные ветки полусухих деревьев. Еще один грозный сторож – старая сосна с пожелтевшей хвоей. Преодолевший преграды путник окажется на берегу пруда. Вода в нем чиста и неподвижна, словно поверхность зеркала: обычные обитатели водоемов не нарушают покой этого места. А над водной гладью, среди тонких березовых стволов и кудрявых листьев, прячется каменная лестница, ведущая к белой башне с маленьким круглым окошком.

В эту галерею сказочных образов не вписывается лишь скамейка, уютно разместившаяся у переднего края полотна. Она возвращает зрителя в привычный ему мир и вместе с тем создает противоречие, свойственное искусству модерна: возвышенное и непостижимое в сознании творца соседствуют с бытовым и заурядным. Эта же скамейка сообщает пространству глубину, акцентируя первый план, поэтому картина походит на театральную сцену с роскошной пейзажной декорацией.

Как отмечает исследователь, «в истории русской живописи портреты и пейзажи обеспечили бы Головину достойное место, однако лишь театр поднял его на недосягаемый для других уровень». В разные годы художник работал над оформлением спектаклей Императорских театров, антрепризы Сергей Дягилева, Московского художественного академического театра. Десятилетнее сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом, который ратовал за зрелищность сценического действа, существенно повлияло на живописный стиль Головина. К орнаментальности и графичности его манеры добавились яркость чистого цвета и условность пространственных построений, идущие от опытов мастера в области сценографии. Порой сложно определить, является ли написанная художником картина театральным эскизом или же самостоятельным произведением.

«Нескучный сад» напоминает сказочное «Кащеево царство» – декорацию к постановке балета Игоря Стравинского «Жар-птица» 1910 года. В нем угадываются и черты эскизов 1925 года с изображением тихого сада семейства Лариных. Пейзаж из собрания Радищевского музея вобрал в себя самые характерные и эффектные особенности творчества Александра Головина. Так же как и другие работы прославленного сценографа и живописца он приоткрывает дверь в «страну Чудес».

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений