Живопись Михаила Рогинского в Радищевском музее

14 декабря 2017 года состоялось важное в художественной жизни Саратова событие - в Радищевском музее открылась выставка Михаила Рогинского. Известный во всём мире московский художник, автор произведений, вошедших в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея и многих других известных собраний, впервые в таком объёме был представлен саратовской публике. В экспозицию вошло более 60-ти работ 1990-2000-х годов «московского» цикла Михаила Рогинского из коллекции жены художника Лианы Рогинской. Важно отметить, что саратовцам повезло начать знакомство с художником именно с поздних и, по мнению многих критиков, лучших его работ. Это и придаёт выставке в Радищевском музее особое значение.

В двух просторных залах гимназического корпуса музея на Первомайской, 75 представлены пейзажи, натюрморты и жанровые композиции, вдохновлённые Москвой, которую так любил художник. Московские дворы и дороги, сцены в подъездах, общественных столовых, на остановках и ряды новостроек, розовых домов, просто домов - Рогинский работал сериями, но в экспозиции они не разделены, это попытка представить автора объёмно, приблизиться к его внутреннему зрению, где все эти образы сосуществуют. Благодаря этому выставка делает очевидной цельность образного мира Рогинского. В центре - живопись как процесс, живопись как жизнь, об этом художник говорит сам в многочисленных интервью. «Живопись вместо жизни» - заявляет он, желая подчеркнуть естественность этого процесса и снять противопоставление искусства и жизни. И будничные, бытовые сцены и виды, переданные изысканной живописью высшей пробы, ярко свидетельствуют, что граница между ними условна. Это несколько затрудняет восприятие такой живописи неискушенным зрителем.

Часто приходилось слышать, как трудно принять посетителям выставки сдержанный серый колорит Рогинского. Он импульсивно воспринимался как «мрачный», «безрадостный» и работы казались памфлетом на изображённых людей и эпоху. Но это заблуждение легко рассеять, достаточно лишь провести на выставке больше времени. Постепенно, очень мягко проявится подлинная сила цвета, присущая всем работам мастера. Это открытие может произойти не быстро, но стоит помнить, что редкий художник так благодарит за время, проведённое в общении с его живописью. Редкое качество цвета, неподдельность интонации, точность деталей дарят богатый материал для размышлений и, как ни странно, отдохновение. В условиях отсутствия визуальной культуры в городах, перенасыщенных разного рода информацией, рекламой, подобные выставки - заповедные места, острова подлинного чувства, оригинальности видения. И, конечно, не сразу после городской пестроты глаз привыкает к деликатным полутонам Рогинского.

Одна из важнейших миссий музея - просветительская, любая выставка служит её исполнению. Персональная выставка подразумевает признание важности вклада конкретного художника в культуру страны и призывает общество к широкому обсуждению этих опытов, находок, открытий. Выставки Михаила Рогинского проходили в Венеции, Москве, Париже, Петербурге, городах с высокой культурой восприятия искусства, а теперь многие работы, участвовавшие в этих выставках, экспонируются в Саратове. За этим стоит нацеленность музея привозить к нам достойных художников, воспитывая вкус публики, и желание вывести на качественно новый уровень художественную жизнь Саратова.

Подводя предварительные итоги, трудно сказать, насколько эта выставка приблизила нас к поставленным целям, поэтому мы будем очень признательны за отзывы о ней на страницах музея в интернете. Одно совершенно очевидно - с выставкой Михаила Рогинского музей не ошибся.

Выставка «Михаил Рогинский. Живопись» будет открыта до 28 января. Чтобы не пропустить новые выставки и интересные события, следите за обновлениями на сайте Радищевского музея. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений