Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Ко Дню российского кино. 5 отечественных фильмов о художниках

Автор:  Шкута Елена Анатольевна

27 августа отмечается День российского кино. Кинематограф, несомненно, относится к тем искусствам, которые способны объединять людей. Дело не только в его востребованности среди разных групп населения независимо от национальности, пола или возраста, но и в синтетической природе кино, вобравшего в себя литературу, театр, музыку и изобразительные искусства.

Фильмы о художниках – особый раздел мирового кинематографа. Их создатели берутся за сложную задачу – связать воедино личность мастера, реалии, в которых он существует, и художественный мир его произведений, и сделать это не только на сюжетном уровне, но и на стилистическом: «оживить» на экране живописные образы так, чтобы они воспринимались зрителем не как статисты, а как ведущие актеры.

Сегодня мы предлагаем вам подборку советских и российских фильмов о художниках. В разное время внимание отечественных режиссеров привлекали Василий Суриков, Андрей Рублев, Нико Пиросмани, Михаил Врубель, Марк Шагал и Казимир Малевич.

«Василий Суриков»
Режиссер: Анатолий Рыбаков
Год создания: 1959

В 1950-е годы был снят ряд кинобиографий выдающихся личностей, преимущественно – деятелей искусства XIX века. Нетрудно заметить, что выбор персонажа продиктован советской идеологией: героев объединяет стремление возродить народные традиции, а также критическое отношение к действительности («Мусоргский», 1950; «Тарас Шевченко», 1951; «Белинский», 1951; «Композитор Глинка», 1952; «Римский-Корсаков», 1953; «Песня о Кольцове», 1959). Лишь один фильм этого периода посвящен художнику – «Василий Суриков» 1959-го года.

Одно из главных достоинств картины Анатолия Рыбакова – воссоздание той атмосферы, в которой формировался Суриков-художник: заснеженная площадь Красноярска, где на глазах всего народа совершается наказание осужденного; величественные залы Императорской академии художеств; солнечная, нарядная Москва; окутанные утренним туманом Кремль и Покровский собор. В фильме прекрасно показано, как из воспоминаний и мгновенных впечатлений рождаются исторические полотна мастера, знакомые нам с детства. Но ключевая проблема картины связана с выбором художником своего пути. Неслучайно Василию Сурикову противопоставлен салонный живописец, так и не раскрывший возможности своего таланта.

*****

В коллекции Радищевского музея творчество Сурикова представлено не историческим жанром, а портретным. Княгиню Полину Щербатову художник изобразил в образе боярыни, увидев в своей модели истинно русскую национальную красоту.

«Андрей Рублев»
Режиссер: Андрей Тарковский
Год создания: 1966

В кинематографе 1960-х наблюдается смещение акцентов в сторону большей субъективности повествования, лиричности и стилистической свободы, ставшее результатом некоторых идеологических послаблений эпохи «оттепели». Однако судьбу готовой ленты по-прежнему решало партийное начальство. Один из самых известных так называемых «полочных» фильмов советского кино – «Андрей Рублев» 1966-го года, который в усеченном варианте вышел на экраны спустя 5 лет после завершения работы над картиной. Полную версию с режиссерским названием «Страсти по Андрею» отечественные зрители увидели лишь в 1987 году.

Каждый кадр киноленты Тарковского, будь то сумеречный лес, подсвеченный огнями факелов, или скачущее берегом реки войско, необычайно живописен. Используя возможности черно-белой кинопленки, создатели фильма акцентируют внимание зрителя на фактуре каменных, еще не покрытых росписью стен собора, мокрых комьев земли, бревенчатых изб или грубой ткани. Магический реализм Тарковского придает любой детали символическое звучание. Все, что окружает Андрея Рублева, все, что ужасает или радует героя, претворится в его творчестве в бессмертные образы духовной чистоты, смирения, гармонии, скорби.

Автор знаменитой «Троицы» – фигура полулегендарная, и фильм о нем едва ли можно назвать биографическим. Андрей Рублев у Тарковского олицетворяет само искусство: оно способно вселять в сердца надежду и придавать жизни смысл, но может страдать и умирать так же, как люди. Андрей мучается и сомневается, ведь он живет в мире, где, казалось бы, красоте и добру нет места. И скоморох, и юный мастер колокольного дела – тоже образы искусства, разные его ипостаси. Одна из героинь, наивная Дурочка, живет здесь и сейчас, подобно ребенку, полностью подчиняясь сиюминутным эмоциям. Творец истинного искусства весь обращен в будущее. Андрей, давший зарок не писать иконы, все же приходит к тому, что его произведения нужны людям, а режиссер, показав в финале прекрасные творения иконописца, утверждает, что нужны они не только современникам, но и потомкам.

*****

Одна из самых ранних икон в коллекции Радищевского музея – «Святой Николай Чудотворец с избранными святыми» – датируется XV веком и, возможно, написана неизвестным нам современником Андрея Рублева. Она экспонируется в зале древнерусского искусства.

«Пиросмани»
Режиссер: Георгий Шенгелая
Год создания: 1969

1960-1970-е годы – время подъема национальных школ советского кинематографического искусства. Георгий Шенгелая относится к тем грузинским режиссерам, которые убедительно заявили о себе, поставив оригинальные по стилистике ленты, наполненные глубоким символизмом, житейской мудростью и добрым юмором (Отар Иоселиани, Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе, Георгий Данелия).

О Нико Пиросмани известно совсем немного. Но даже скудные факты его биографии, не говоря о легендах, окружающих это имя, создают интереснейший образ художника-самоучки, который предпочел полную творческую свободу и нищету благополучной жизни обывателя. Георгий Шенгелая показал Грузию начала XX века такой, какой ее видел Пиросмани. Виды деревни и улиц Тифлиса сняты долгими планами, что позволяет зрителю проникнуться их неброской красотой. Замершие в чинных позах пирующие, статные грузинки с печальными глазами, темные стены духанов и аккуратно, с ритуальной торжественностью разложенные по столам и прилавкам продукты словно сошли с картин тифлисского мастера. Очень деликатно подошли создатели фильма к романтической легенде о Нико Пиросмани и французской актрисе, ставшей его музой: Маргарита для одинокого живописца – не объект страсти, а символ недостижимой мечты о любви. За кадром звучит грустная мелодия, постепенно гаснет радостный блеск в глазах героя, навязчиво скрипят колеса проезжающих мимо повозок, приближая трагический финал… Главную роль великолепно исполнил Автандил Варази – знаменитый и, увы, рано умерший грузинский художник, чье творчество представлено в Нью-Йоркском музее современного искусства.

В 1980 году в Грузии был снят телевизионный фильм «Здравствуйте, все!». В основу легла пьеса Вадима Коростылева, в которой умирающий в тифлисском подвале Пиросмани спорит с прототипами своих персонажей, отстаивая право изображать мир таким, каким он представляется ему, – мир мечты, гармонии и доброты.

*****

В наследии грузинского мастера Гиви Манткавы есть картины, посвященные Нико Пиросмани. Одну из них – «Мастер и Маргарита (Пиросмани)» – он в 1989 году подарил артисту и коллекционеру Льву Горелику. Сейчас она входит в собрание Радищевского музея.

«Этюды о Врубеле»
Режиссер: Леонид Осыка
Год создания: 1989

Отечественные кинематографисты 1980-х годов обращаются к биографиям ключевых фигур русского искусства Серебряного века: Александра Блока, Анны Павловой, Михаила Врубеля. Интерес к наследию символизма, которое совсем недавно находилось под запретом, вполне понятен: в эпоху заката советского государства особенно остро ощущается связь с переломным временем рубежа XIX-XX веков. Над сценарием фильма «Этюды о Врубеле» работали мастера поэтического кино 1960-х Сергей Параджанов («Тени забытых предков», 1964; «Цвет граната», 1968) и Леонид Осыка («Каменный крест», 1968).

Картина начинается документальными кадрами празднования тысячелетия Крещения Руси в Киеве. Среди сотен людей, собравшихся во Владимирском соборе, камера выхватывает лицо актера Давида Гиоргобиани, сосредоточенно рассматривающего интерьеры храма. За кадром звучит его вопрос: почему же рядом с прекрасными росписями Виктора Васнецова и Михаила Нестерова нет фресок Врубеля, который вместе с ними работал в Киеве. Фильм Леонида Осыки пытается дать ответ на этот вопрос.

Михаил Врубель в исполнении Гиоргобиани полон внутренних противоречий и неясных предощущений. Внешне он спокоен, но постоянно ведет внутренний монолог, рассказывая о своих переживаниях, объясняя собственные работы. Душевные метания художника отображаются в символических образах лебедя, которому подрезают крылья, выпущенных на свободу птиц, ночной бури, разметавшей тяжелые ветви цветущей сирени. Большое внимание уделяется детальному показу киевских работ Врубеля. Один из героев, историк искусства Адриан Прахов, рассматривая знаменитые эскизы росписи Владимирского собора, замечает: «Для них надо строить собор в совершенно особенном стиле». Необыкновенный талант мастера был отмечен современниками, но по-настоящему оценен лишь следующими поколениями. Остается только удивляться тому, почему об одном из самых загадочных и самобытных русских художников снят единственный фильм.

*****

Печальную «Музу» Михаила Врубеля можно увидеть в постоянной экспозиции Радищевского музея.

«Шагал-Малевич»
Режиссер: Александр Митта
Год создания: 2013

К сожалению, в современном российском кино практически нет фильмов о художниках. Счастливое исключение – картина Александра Митты «Шагал-Малевич», посвященная сразу двум мастерам-новаторам XX века. Действие разворачивается в Витебске первых послереволюционных лет. Казимир Малевич, будучи преподавателем основанного Марком Шагалом художественного училища, «заражает» студентов идеями беспредметного творчества.

Особенности киноязыка позволяют режиссеру показать фантазии Шагала и строгие конструкции Малевича в движении, освободив их из «плена» рамы. Созданные прославленными живописцами образы и формы живут среди персонажей фильма. Мы видим завороженного собственной игрой скрипача, петушка, наблюдающего за работой художника, розовую лошадь во дворе и теплый свет, который совершенно не зависит от времени суток и всегда освещает Шагала. Оживают и краски витебского мастера. Так, после расстрела крестьянки, укрывающей от чекистов зерно, ее старый дом медленно синеет, словно умирает. Синий дом на одноименной картине стоит на отшибе, ветхий и опустевший. В фильме рассказана его история – одна из возможных.

С появлением в Витебске Казимира Малевича супрематические формы начинают теснить наивных героев Шагала. Они прорезают пространство учебного класса, а потом и всего города. Особенно эффектны сцены «практического применения» нового искусства. В одной из них мастер с учениками оформляет трамвай в духе супрематизма, тем самым оживляя машину, подобно тому, как персонаж фильма Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» 1970-го года, деревенский художник в исполнении Олега Ефремова, раскрашивал плоды засохшей яблони. Он воскрешал погибшее дерево и нес красоту в измученный войнами мир.

Утопически-сказочный финал ленты «Шагал-Малевич» более чем уместен: Шагал и его любимые герои воспарили в небеса, а Малевич остался «председателем пространства» на земле. Двум великим художникам нечего делить, потому что в мире искусства места хватит всем.

*****

В Радищевском музее хранятся рисунки всемирно известных мастеров: это мрачный «Раненый солдат» Шагала, написанный в годы Первой мировой войны, и «Городок» Малевича, в котором чувствуется стремление автора разложить форму на простейшие элементы.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"