Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

О портрете кисти Н.Д. Дмитриева-Оренбургского из собрания Радищевского музея. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор:  Шкута Елена Анатольевна

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

В коллекции Радищевского музея хранится портрет неизвестного пожилого человека кисти Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского. Источник и время поступления картины в музей также неизвестны. Несколько заметок, напечатанных в номерах газеты «Саратовский листок» за 1893 год, позволили сделать предположение о том, что на данном портрете изображен купец Василий Дмитриевич Вакуров. Будучи успешным предпринимателем, он активно занимался общественной деятельностью и внес огромный вклад в дело начального образования в Саратове.

В одном из февральских номеров «Листка» в разделе «Хроника» было напечатано следующее сообщение: «В.Д. Вакуров на днях вернулся из Петербурга, где с него по заказу городской Думы профессор академии художеств г. Дмитриев-Оренбургский писал портрет. Портрет сначала изготовлялся по фотографической карточке, а потом отделывался с натуры. В.Д. поторопился с приездом в Саратов, чтобы лично присутствовать на школьном празднике 7-го мужского училища, в котором он состоит попечителем […] »1. Этот портрет был получен городской управой в октябре или ноябре 1893 года, о чем извещает тот же «Саратовский листок»2.

В Саратовском областном музее краеведения хранятся три групповых снимка с участием В.Д. Вакурова3 и один фотографический портрет купца4. Датированный 1891 годом, он подкрепляет версию о личности человека, изображенного Н.Д. Дмитриевым-Оренбургским. Как явствует из надписи на обороте паспарту, фотография предназначалась Вакуровым в подарок М.Н. Галкину-Враскому. Возможно, фотоотпечаток с того же негатива художник использовал до работы с натуры. Почти полностью совпадает на портрете и фотографии не только расположение моделей (трехчетвертной разворот вправо), но и линии плеч, складки пиджака.

Что же касается портретного сходства, то оно несомненно. Высокий лоб, чуть вздернутая левая бровь, две глубокие вертикальные складки между бровей, небольшие, миндалевидной формы глаза, крупный нос, аккуратно подстриженные усы и борода убеждают нас в том, что фотографу и живописцу позировала одна модель, но в разное время: человек на фотографии выглядит немного моложе. Изображенному на картине мужчине около 60 лет. В январе 1893 года, т.е. приблизительно в то время, когда, по информации «Саратовского листка», Н.Д. Дмитриев-Оренбургский работал над портретом В.Д. Вакурова, последнему исполнился 61 год.

Итак, если на полотне из собрания Радищевского музея действительно изображен саратовский купец, то датировать его следует 1893 годом. Проясняется и история создания портрета: он был заказан художнику Городской думой. Этот факт отмечен и в воспоминаниях общественного деятеля, племянника В.Д. Вакурова И.Я. Славина: «В 1893 г. истекало, кажется, тридцатилетие деятельности Вакурова на поприще народного образования. По этому предмету был внесен особый доклад в городскую думу, которая, выразив юбиляру в особом адресе благодарность от города, избрала его Почетным гражданином, постановила повесить его портрет в зале городской думы и, кроме того, решила чествовать его обедом»5. Вероятно, И.Я. Славин в данном случае неверно указывает дату. Известно, что звания почетного гражданина города Саратова В.Д. Вакуров был удостоен не в 1893, а в 1891 году, когда отмечалось 25-летие его деятельности в сфере народного образования. В этом же году городская общественность чествовала губернатора Андрея Ивановича Косича, покидающего Саратов по случаю назначения командиром 4-го армейского корпуса. Думой было принято решение присвоить А.И. Косичу звание Почетного гражданина города, а также повесить в зале заседаний его портрет. Обе картины были заказаны Н.Д. Дмитриеву-Оренбургскому и исполнены им в 1893 году. Судьба портрета А.И. Косича неизвестна, а портрет В.Д. Вакурова, по нашему предположению, вошел в коллекцию Радищевского музея.

Василий Дмитриевич Вакуров родился в семье купца Дмитрия Максимовича Вакурова, владельца первой книжной лавки в Саратове. Проживая на Большой Сергиевской улице (сейчас – улица Н.Г. Чернышевского), Вакуровы были ближайшими соседями семейства Чернышевских. Дмитрий Максимович состоял в звании ктитора Сергиевской церкви, настоятелем которой служил Г.И. Чернышевский. Раиса Дмитриевна, дочь Дмитрия Максимовича, впоследствии рассказывала своим детям о «рыжем, бойком, озорном Коле Чернышевском»6.

В 1866 году В.Д. Вакуров был избран представителем от городского общества в Саратовский уездный училищный совет. В то же время он являлся председателем созданной по его инициативе попечительной комиссии о начальных училищах. «Этой комиссии и в особенности ее председателю Вакурову город обязан блестящей постановкой и увеличением начальных училищ – пишет И.Я. Славин. – Через 7-8 лет ее работы вместо прежних 2-3 училищ на весь город к концу семидесятых годов уже было 20 мужских и женских начальных школ, образцово, по мнению авторитетных педагогов, поставленных»7. При активном участии В.Д. Вакурова в 1871 году в Саратове было открыто Александровское училище для детей из бедных семей (сейчас – Саратовский государственный профессионально-педагогический колледж им. Ю.А. Гагарина). После смерти Дмитрия Максимовича его сын передал непроданные в лавке отца книги публичной библиотеке.

В.Д. Вакуров заботился и о досуге саратовцев. Принадлежавшая ему земля с дикорастущими деревьями, которую купец сдавал в аренду, стала излюбленным местом отдыха и развлечений горожан и получила название «Вакурский лес» (сейчас – часть Городского парка культуры и отдыха).

Подробная биография Д.М. и В.Д. Вакуровых изложена в статье саратовских историков Михаила Владимировича Булычева и Евгения Константиновича Максимова, опубликованной в журнале «Степные просторы» в 1995 году8.

Трудно сказать, почему выбор Саратовской думы пал на петербургского художника, профессора батальной живописи и мастера жанровых сцен Н.Д. Дмитриева-Оренбургского. Немногочисленные портреты его кисти изображают знаменитых современников автора: императора Александра III (1896, Государственный исторический музей), И.С. Тургенева (1879, частное собрание), М.Д. Скобелева (1883, Иркутский областной художественный музей), Н.И. Пирогова (1897, Военно-медицинская академия, Санкт-Петербург). В отличие от них, портрет из коллекции Радищевского музея не имеет жанрового оттенка. Лишен он и характерной для академической живописи театральности. Это камерное изображение, которое открывает другую грань таланта Н.Д. Дмитриева-Оренбургского.

Портрет исполнен в сдержанных коричневых и серых тонах. Композиция не содержит деталей, указывающих на род деятельности изображенного, хотя его прическа, окладистая борода и костюм косвенно свидетельствуют о принадлежности к купеческому сословию. Внимание зрителя не рассеивается на частности, сосредоточившись на главном – лице модели. Мастер создает образ строгий, даже суровый. Портретируемый смотрит на нас серьезным, непреклонным, но и немного усталым взглядом, который отражает мудрость прожившего долгую и трудную жизнь человека.

В противоположность художественному образу, реальный Вакуров, вероятно, обладал спокойным и мягким характером. На фотографиях мы видим человека с очень добрыми, чуть грустными глазами. Судя по дневнику, который вели сначала отец, а затем и сын Вакуровы, Василий Дмитриевич не лишен был и некоторой сентиментальности.

Рукопись дневника, содержащая 30 листов, хранится в Государственном архиве Саратовской области9. Частично она была опубликована Василием Ивановичем Серебряковым в 25-ом выпуске Трудов Саратовской ученой архивной комиссии (в примечаниях – СУАК) за 1909 год10. К сожалению, последняя запись в дневнике относится к 1871 году. Никаких сведений о рассматриваемом портрете он не содержит, однако дает представление о характере Василия Вакурова. Происходящие события он описывает гораздо более эмоционально, чем его отец, не просто фиксирует их, но добавляет радостные или же скорбные восклицания. С гордостью, как о родном ребенке, пишет он о только что открывшемся Александровском училище, подробно рассказывает о посещении нового учебного заведения Александром II, приводя трогательное обращение императора к больному мальчику Степе. В ноябре 1871 года у Василия Дмитриевича и его супруги Ольги Андреевны родилась дочь. За полтора часа до ее рождения в доме Вакуровых проходил певческий вечер. «Видно, при такой обстановке наша дочурка будет музыкантша», – записал в дневнике счастливый отец11. Такого Василия Вакурова знали лишь близкие ему люди.

Но художник, получивший заказ на исполнение портрета деятеля народного образования и почетного гражданина города и лично не знакомый с моделью, избрал доминантой будущего образа просвещенность и твердую волю, показал гражданина, а не семьянина. Этим вполне объясняется несоответствие в выражении лиц Вакурова на фотографии и на полотне Н.Д. Дмитриева-Оренбургского.

Благодаря добросовестности журналистов «Саратовского листка» известна реакция современников на портрет В.Д. Вакурова. Это свидетельство парадоксальным образом подтверждает то, что речь идет о рассматриваемом нами портрете. В номере за 5 ноября 1893 года читаем: « […] портрет же г. Вакурова неудачен, так что некоторые гласные советовали даже возвратить его: выражение лица В.Д. передано совсем неправильно…»12. Для зрителей XIX века портретное сходство оказалось важнее художественного образа.


1 Саратовский листок. 1893. 11 февраля. № 31.

2 Саратовский листок. 1893. 4 ноября. № 241.

3 «Мировые судьи Саратовского мирового округа» (СМК 13124), «Преподаватели саратовских городских начальных училищ» (СМК 43977), «Групповой снимок» (СМК 8848).

4 «Купец Василий Вакуров» (СМК 50102)

5 Славин И.Я. Минувшее-пережитое // Волга (Саратов). 1998. № 7. С. 108.

6 Славин И.Я. Минувшее-пережитое // Волга (Саратов). 1998. № 2-3. С. 124.

7 Славин И.Я. Минувшее-пережитое // Волга (Саратов). 1998. № 7. С. 107.

8 Булычев М., Максимов Е. Купцы Вакуровы // Степные просторы. 1995. № 4-5. С. 26-31.

9 ГАСО. Ф. № 1283. Оп. № 1. Ед. хр. 22. Дневник Вакурова Д.М. После смерти Д.М. Вакурова его сын дополнил дневник отца своими записями.

10 Серебряков В. Выдержки из дневника гг. Вакуровых // Труды СУАК. Вып. 25. 1909. С. 192-202.

11 ГАСО. Ф. № 1283. Оп. № 1. Ед. хр. 22. Дневник Вакурова Д.М. Л. 30.

12 Саратовский листок. 1893. 5 ноября. № 242.


Комментарии: 1
0
Ирина
Интересная статья, спасибо!
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"