Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Гром-камень». К истории создания памятника Петру Великому. Гравюры XVIII- XIX веков

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

Все материалы рубрики

«Книжные сокровища»

В этом году исполняется 225 лет со дня открытия знаменитого памятника Петру I, ставшего одним из символов Санкт-Петербурга. История создания этого монумента работы Этьена Фальконе (1716-1791) подробно описана в целом ряде научных и популярных книг, в которых много внимания уделено и пьедесталу, представляющему такой же интерес, как и сама скульптура императора. В зарубежных и отечественных изданиях XVIII-XX веков подробно описывается трудоемкая работа, связанная с поисками и перевозкой монолита.

В фонде редкой книги Радищевского музея хранится экземпляр французского издания XVIII века, рассказывающего о способах доставки «Гром-камня» в Санкт-Петербург. На титульном листе помещено традиционное для того времени подробное название книги: «Памятник, воздвигнутый во славу Петра Великого или описание работ и механических способов, благодаря которым перевезли в Петербург камень, весом в три миллиона фунтов, предназначенный для постамента Конной статуи сего Императора, с физическим и химическим описанием этого камня».

Автор книги – Марен Карбури (Кеффалонский, 1729-1782), военный инженер греческого происхождения, известный в России под именем графа де Ласкари. Он находился на службе при президенте Императорской Академии художеств И.И. Бецком и непосредственно руководил перевозкой мегалита. Именно Марену Карбури доложил крестьянин Семен Вишняков о подходящем для пьедестала огромном камне, найденном на побережье Финского залива в окрестностях деревни Конная Лахта.

Этот осколок гранитной скалы, названный «Гром-камнем» из-за удара молнии, в результате которой он приобрел широкую трещину и своеобразную форму, впечатлял своими размерами: 13 метров в длину, 8 метров в высоту, 6 метров в ширину и весом – более 1600 тонн. Как писал очевидец событий, библиотекарь Академии наук И.Г. Бакмейстер (1732-1788): «Взирание на оный возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».

Согласно проекту скульптора Фальконе, размер требуемого подножья должен был быть «пяти сажен в длину (10,6 м), двух сажен и половины аршина в ширину (4,6 м), двух сажен и одного аршина в вышину (4,96 м)». Поэтому часть монолита была стёсана на месте и во время его транспортировки, которая осуществлялась благодаря точным техническим расчетам инженеров, а также выносливости многочисленных рабочих, участвовавших в работе. Для сложнейшей погрузки камня и его перевозки, длившейся два года (1768-1770), по 60-70 метров в день, было привлечено 1220 человек: каменщиков, столяров, кузнецов, плотников, такелажников, литейщиков и слесарей.

Наблюдая за ходом работ по транспортировке камня, Карбури восхищался находчивостью и самоотверженностью рабочих: «Почти все русские солдаты и крестьяне – плотники, они так ловки с топором, что нет такой работы, которую они не выполнили бы с одним топором и долотом».

Вся эта трудоёмкая работа по разработке планов и доставке «Гром-камня» в Санкт-Петербург подробно описана в книге Марена Карбури, издавшего ее на французском языке в Париже в 1777 году. Для большей наглядности автор поместил в ней гравированные схемы и чертежи.

Эта библиографическая редкость, образец французской технической литературы XVIII века, вызывает не только историко-научный, но и книговедческий интерес. До поступления в Радищевский музей в 1923 году из Губмузея книга принадлежала настоящим ценителям старинных изданий: Н.И. Носову, московскому книготорговцу, а затем П.М. Мальцеву, балаковскому купцу и коллекционеру.

Книга большого формата оформлена в духе своего времени: кожаный переплет с золоченым линейным тиснением на корешке, с красным обрезом, форзацами, оклеенными цветной бумагой под «павлинье перо». Страницы текста, напечатанные на добротной тряпичной бумаге, изготовленной во французской провинции Овернь, украшены красивыми инициалами и шрифтами различных гарнитур.

Особую привлекательность альбому придают сюжетные заставки, флероны – концовки в виде цветочных букетов и корзинок, исполненные Жаном-Мишелем Папильоном (1698-1776), знаменитым французским ксилографом. Расположенная на первой странице книги сюжетная композиция передает содержание всей книги: в аллегорической форме художник изобразил начало возведения памятника под наблюдением российской императрицы Екатерины II.

Содержащиеся в книге гравированные на меди иллюстрации исполнены такими мастерами XVIII века, как Реми-Анри Дельво (1748/50–1823) и Франсуа-Ноэль Селлье (1737-?). В основе гравюр – рисунки малоизвестного рисовальщика Фоссье и Луи-Николя Бларамберга (1716-1794), французского художника голландского происхождения, специально приглашенного Екатериной II для зарисовки важных моментов транспортировки камня. По их схемам и чертежам, расположенным на отдельных листах в конце книги, можно проследить способы и маршруты транспортировки «Гром-камня» в Санкт-Петербург.

Большое количество рисунков, запечатлевших моменты перевозки «Гром-камня» было также исполнено архитектором Ю.М. Фельтеном (1730-1801), по чертежам которого создали машину для передвижения монолита. Один из таких рисунков, литографированных Василием Тиммом (1820-1895) по гравюре Якова ван де Шлея (1715-1799), помещен в «Русском Художественном Листке» (№ 28, 1862). Подшивка этих журналов, также ранее принадлежавших П.М. Мальцеву, поступила в Радищевский музей в 1921 году через Музейную Секцию.

На литографии «Передвижение камня для памятника Петру Великому в С.П.Бургъ (из окрестн. дер. Лахты) в присутствии Императрицы Екатерины 20-го Января 1770 г.» изображена толпа народа, с восторгом взирающая на монолит, который обступили со всех сторон каменотесы, не прекращающие работу даже во время его перевозки. На самом верху камня видны барабанщики, подающие сигналы рабочим, тянущим рычаги; сбоку – кузница, в которой всегда имелись наготове необходимые рабочие инструменты.

Старинные гравюры, созданные по рисункам участников событий, позволяют по достоинству оценить нелегкий труд тысяч людей, занятых доставкой пьедестала, представить весь масштаб и значимость этого государственного предприятия. Недаром, в честь многолетней транспортировки «Гром-камня» Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой было написано: «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры