Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

"Воспоминания о старом Париже". Книжная графика XIX века из собрания Радищевского музея

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

  • "Воспоминания о старом Париже".  Книжная графика XIX века из собрания Радищевского музея

 «Где старый мой Париж?! Трудней забыть былое,

Чем внешность города пересоздать!..»

Шарль Бодлер

С 31 марта в картинной галерее Вольского краеведческого музея начала работу выставка книжной графики XIX века из собрания Радищевского музея.

Архитектурная графика, как один из популярных видов искусства и историко-культурное явление, вызывает большой интерес. Запечатленные в рисунках и гравюрах виды городов знакомят со старинными кварталами и улочками, дворцами и монастырями, а также служат богатейшим материалом по их изучению и восстановлению.

Парижу, древнему городу с памятниками готической и романской архитектуры посвящено множество художественных произведений. Все они позволяют воссоздать облик французской столицы, пережившей за свою многовековую историю разрушительные наводнения, пожары, войны, революционные перевороты и масштабные перепланировки. В первой половине XIX века, в период повышенного интереса к национальной истории и культуре, во Франции было выпущено большое число иллюстрированных изданий с видами Парижа.

К такому типу книг относится и представленный на выставке живописный альбом «Старый Париж». Это уникальное издание, выпущенное в 1849 году в парижской мастерской Жана-Франсуа Барусса (1824-?), содержит серию архитектурных пейзажей и лист с историческими описаниями памятников, не сохранившихся до наших дней. Иллюстрации, отпечатанные в модной графической технике того времени – хромолитографии, знакомят с жизнью французской столицы XII-XVII веков, начала ее расцвета и экономического роста. В этот период Париж, широко раскинувшийся с острова Сите по берегам Сены, представлял собой богатый промышленный город и интеллектуальный центр. Город был обнесен мощными стенами со сторожевыми башнями и массивными воротами, были построены монументальные крепости, замки, основаны аббатства, больницы и учебные заведения.

В экспозицию выставки вошли романтические виды крепостных ворот Бюси, Сент-Оноре, Сен-Жермен, построенных для защиты города в XII-XIII веках; величественные замки и дворцы Ла Турнель, Сен-Поль, Гран Шатле, Тампль, служившие королевскими резиденциями с сокровищницами и тюрьмами, разрушенными в XVI-XIX столетиях.

Большой интерес представляет изображение знаменитой крепости Бастилии, построенной в 1370-1381 годах на правом берегу Сены для защиты ворот Сент-Антуан и дворца Сен-Поль. Это – монументальное четырехугольное здание с восемью башнями, окруженное широким и глубоким рвом, через который перекинут висячий мост. Со времен правления Людовика XIII оно служило тюрьмой, которая была снесена в дни Великой Французской революции как символ королевской власти.

Наверняка, посетителям выставки запомнится восхитительная панорама с видом Нельской башни, возведенной в начале XIII века на левом берегу Сены, и величественного Лувра на противоположном берегу. Этот литографированный лист является повторением офорта из серии «Большие виды Парижа» знаменитого французского рисовальщика и гравера Жака Калло (1592-1635). Литографы XIX столетия видоизменили пейзаж, сократив количество галер на реке и убрав фигуры изящных кавалеров и дам, прогуливающихся по набережной.

Облик средневекового Парижа передают и другие редкие виды. Среди них больница Сен-Жак для паломников; монастырь Святого Элигия, основанный королевским ювелиром; двор Чудес, один из парижских кварталов, населенный нищими, которые перевоплощались в калек и чудесным образом выздоравливали. Это и аббатство Сен-Виктор, где в XII веке процветали науки; а также одно из немногих исторических мест того времени, сохранившихся до наших дней – глиняный домик Абеляра и Элоизы, напоминающий об истории трагической любви знаменитого философа и его ученицы.

Представление о парижской жизни XII-XIV веков дает Пре-о-Клер (Луг клерков), находившийся на левом берегу в предместье Сен-Жермен, излюбленное место для развлечений и дуэлей во времена Генриха IV. Небольшая жанровая сценка, изображенная на переднем плане, оживляет городской пейзаж, придает ему большую достоверность.

Все эти литографированные листы с видами архитектурных и исторических памятников могут служить прямыми иллюстрациями к роману «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, создавшего своеобразный путеводитель по средневековому городу в главе «Париж с высоты птичьего полета».

Один из листов альбома демонстрирует уникальное для XVII века строение: водонапорную башню «Самаритен», построенную рядом с Новым мостом для подачи воды из Сены в замок Лувр и сад Тюильри. На фасаде здания находились часы, бронзовые скульптуры Иисуса и самаритянки. Эта литография перекликается с гравюрой, исполненной Феликсом Годфруа (?-1848) с рисунка Франсуа Перно (1793-1865) для другого, более раннего, издания «Старый Париж» (1838/39).

Другой достопримечательностью того времени стало построенное на берегу Сены здание хлебного рынка с огромным куполом и великолепными потолочными росписями. Рядом с ним – колонна Екатерины Медичи, воздвигнутая королевой в память о погибшем на рыцарском турнире короле Генрихе II. Изначально тридцатиметровая колонна была установлена перед дворцом Суассон, затем перенесена к хлебному рынку. Колонна служила и сторожевой башней, и обсерваторией с видом на дворец и его окрестности. Позже астроном Александр Ги Пенгре установил там солнечные часы, сохранившиеся до XIX века.

Все эти картины прошлого, воссозданные французскими литографами Мореном и Баруссом, представляют собой большую историко-художественную ценность. Отдельные листы из этой серии хранятся во Французской Национальной библиотеке, парижском историческом музее Карнавале и других музейных собраниях. Вошедшие в альбом виды древних памятников до настоящего времени представляют интерес для любителей искусства и собирателей редких иллюстрированных книг.

Радищевскому музею альбом «Старый Париж» был подарен 120 лет назад, в 1897 году, дочерью саратовского губернатора С.А. Панчулидзевой, в числе множества книг, приобретенных ею на память об увиденных достопримечательностях во время заграничных путешествий.

Кроме хромолитографий из живописного альбома, в экспозицию выставки вошли иллюстрированные издания XIX века, посвященные архитектурным памятникам французской столицы. Интересные виды старого города представлены в книге Пьера Закона «Улицы Парижа. Старый и новый Париж» и в небольшом путеводителе «Новый Париж и его окрестности», изданном Бернаром Беше для иностранных туристов в 1862 году. В иллюстрациях пятитомного издания 1877 года Франсуа Гизо «История Франции, рассказанная моим внукам» парижские виды служат фоном, являясь немыми свидетелями исторических событий. Не случайно, Оноре де Бальзак, рассказывающий о старинных кварталах острова Сите в романе «Мадам де Шантери», писал: «Представляется Париж от римлян до франков, от норманнов до бургундцев, Средние века, династии Валуа, Генрих IV и Людовик XIV. Каждое господство оставило руины или памятники, которые наводят на воспоминания…».

Несомненно, предлагаемая выставка редких иллюстрированных изданий из собрания Радищевского музея позволит зрителям совершить своеобразную прогулку по старому Парижу, представить его былой облик и ощутить атмосферу ушедших эпох. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры