К годовщине А.С. Пушкина
С 1997 года Россия отмечает Пушкинский день. Снова зазвучат стихи величайшего из русских поэтов, создателя русского литературного языка в том виде, в каком мы им сейчас пользуемся. В связи с памятными датами мировой культуры, которые постоянно освещаются на сайте Радищевского музея, хотелось бы написать и о Пушкине.
Пушкинская эпоха для России была «культурным взрывом». Почти из ничего появилась журналистика, литературная полемика, поэты, которых читала вся образованная публика. И, собственно, Пушкин. О времени, которое Анна Ахматова характеризовала так: «В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно». Блестящий образец власти художественного слова, созвучный, может быть, лишь словам из фильма «Аноним»: Р. Эммериха: «Всё пройдет, а то, что написал я – останется навсегда».
В Радищевском музее нет ни одного портрета великого поэта. Но есть портреты его современников. В частности портреты тех, кто его писал. Оба произведения принадлежат кисти Василия Андреевича Тропинина.
Портретное наследие Тропинина огромно. Среди его портретов интимные и репрезентативные, однофигурные и групповые, дворянские, крестьянские и мещанские. Портреты из коллекции Саратовского государственного художественного музея занимают в них достойное место. В «Автопортрете с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» 1846 года» Тропинин представляет себя зрителю как художника (палитра и кисти в руке) и как москвича (вид Кремля на заднем плане картины). Произведение демонстрирует уровень мастерства художника – лицо темнее фона, что требует огромного художественного мастерства. Эта картина – безусловное творческое кредо Тропинина. Он заявляет о себе как о русском художнике: ведь Кремль – русская историческая святыня. А за девятнадцать лет до этого Тропинину заказывает портрет Пушкин. Пушкинская иконография широко исследована, и поэтому нет смысла подробно на ней останавливаться. Отметим, что Тропинин любил писать свои модели в халате, в домашней обстановке. И костюм Пушкина полностью придуман им. Одежда поэта представляет собой сочетание внешних атрибутов байронизма (расстегнутый ворот рубашки с большим белым воротником, небрежно повязанный галстук – шарф) с типично московской принадлежностью костюма – халатом, и в целом выражало представления художника о свободной личности.
Другим художником, оставившим потомкам прекрасно выполненный на полотне образ поэта был Орест Адамович Кипренский. Его портрету Пушкин посвятил стихи:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
«Портрет Пушкина» работы Кипренского был столь популярен, что именно с него сделал гравюру Н. И. Уткин. Положив в основу своего портрета знаменитое полотно О.А.Кипренского, Уткин внес значительный вклад в иконографию Пушкина.
Сравнивая гравюру с портретом, можно сразу заметить, что на нее не попали скрещенные руки поэта, убрана также бронзовая фигура Музы. Это заставляет зрителя пристальнее вглядываться в лицо Пушкина. Но гравёр и лицо передает по - своему. Оно несколько удлинено, изменился взгляд поэта, иначе показаны волосы.
Портрет был впервые напечатан в «Северных цветах на 1828 г.», где были помещены главы из произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Граф Нулин».
А коллекция живописи музея имени А. Н. Радищева представляет образ самого Уткина, выполненная Тропининым. Знаменитый гравер представлен за работой – в его руке карандаш. Но смотрит он не на работу, а на зрителя. На заднем плане работы – голова Аполлона, покровителя искусства Пушкин никогда не был художественным критиком. Его заметки о произведениях искусства случайны и едва ли сводимы к системе. Так известно, что ему не пришлись по сердцу иллюстрации к «Евгению Онегину» в»Невском альманаха», и он отозвался на них в 1829 году эпиграммой:
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись <…> о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.
Кроме того, говоря об отношении Пушкина к изобразительному искусству, следует отметить, что он был одним из немногих, кто посещал Эрмитаж в эпоху Николая I. Он был допущен, как в сам музей, так и по официальному разрешению, в библиотеку Вольтера, приобретенную Екатериной Великой в 1779 году. Поэт пишет записку Бенкендорфу, выражая в ней «покорнейшую просьбу о дозволении рассмотреть находящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составлении его Истории Петра Великого».
Об этом необычном прошении Бенкендорф докладывает Императору. Николай, заинтересованный в том, чтобы рукой Пушкина была написана история Петра, нарушает запрет, и 1 марта 1832 года, и в письме Министру Императорского двора Бенкедорф сообщает, что «Его Императорское величество по всеподданейшему докладу моему изъявил на сие всемилостивейшее свое соизволение». 10 марта 1832 года Пушкин посещает библиотеку. В XIX веке он был единственным, кто видел библиотеку Вольтера. Летом 1834 года в Петербург привезли картину К. Брюллова «Последний день Помпеи», которая была выставлена в одном из дворцовых залов. Это событие нашло отражение в экспромте Е. Баратынского:
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, —
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!
в стихотворении А. С. Пушкина:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Оба поэтических произведения датированы 1834 годом и очевидно, что они оба навеяны экспонированном в эрмитажном зале полотна К. П. Брюллова.
То, что Пушкин был посетителем Эрмитажа и посещал его не единожды, свидетельствует и его стихотворение «Полководец», навеянное посещением Галереи 1812 года, где экспонировались парадные портреты героев 1812 года кисти Дж. Доу. Об этом свидетельствует начало стихотворения: «У русского царя в чертогах есть палата» и собственно описание выставленных портретов:
<…> а все плащи да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу.
И зарисовка скульптуры Вольтера работы Гудона, и два поэтических произведения Пушкина, посвященные участникам войны 1812 года и «Последнему дню Помпеи» указывают на то, что в эпоху Николая I Пушкина можно считать одним из первых посетителей Эрмитажа. Вместе с тем, первая строка стихотворения «Полководец» «У русского царя в чертогах есть палата» указывает на то, что Эрмитаж осознается поэтом - посетителем не как музей, а как часть царской резиденции, что соответствует действительности для первой половины XIX века.
Пушкинская эпоха для России была «культурным взрывом». Почти из ничего появилась журналистика, литературная полемика, поэты, которых читала вся образованная публика. И, собственно, Пушкин. О времени, которое Анна Ахматова характеризовала так: «В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно». Блестящий образец власти художественного слова, созвучный, может быть, лишь словам из фильма «Аноним»: Р. Эммериха: «Всё пройдет, а то, что написал я – останется навсегда».
В Радищевском музее нет ни одного портрета великого поэта. Но есть портреты его современников. В частности портреты тех, кто его писал. Оба произведения принадлежат кисти Василия Андреевича Тропинина.
Портретное наследие Тропинина огромно. Среди его портретов интимные и репрезентативные, однофигурные и групповые, дворянские, крестьянские и мещанские. Портреты из коллекции Саратовского государственного художественного музея занимают в них достойное место. В «Автопортрете с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» 1846 года» Тропинин представляет себя зрителю как художника (палитра и кисти в руке) и как москвича (вид Кремля на заднем плане картины). Произведение демонстрирует уровень мастерства художника – лицо темнее фона, что требует огромного художественного мастерства. Эта картина – безусловное творческое кредо Тропинина. Он заявляет о себе как о русском художнике: ведь Кремль – русская историческая святыня. А за девятнадцать лет до этого Тропинину заказывает портрет Пушкин. Пушкинская иконография широко исследована, и поэтому нет смысла подробно на ней останавливаться. Отметим, что Тропинин любил писать свои модели в халате, в домашней обстановке. И костюм Пушкина полностью придуман им. Одежда поэта представляет собой сочетание внешних атрибутов байронизма (расстегнутый ворот рубашки с большим белым воротником, небрежно повязанный галстук – шарф) с типично московской принадлежностью костюма – халатом, и в целом выражало представления художника о свободной личности.
Другим художником, оставившим потомкам прекрасно выполненный на полотне образ поэта был Орест Адамович Кипренский. Его портрету Пушкин посвятил стихи:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
«Портрет Пушкина» работы Кипренского был столь популярен, что именно с него сделал гравюру Н. И. Уткин. Положив в основу своего портрета знаменитое полотно О.А.Кипренского, Уткин внес значительный вклад в иконографию Пушкина.
Сравнивая гравюру с портретом, можно сразу заметить, что на нее не попали скрещенные руки поэта, убрана также бронзовая фигура Музы. Это заставляет зрителя пристальнее вглядываться в лицо Пушкина. Но гравёр и лицо передает по - своему. Оно несколько удлинено, изменился взгляд поэта, иначе показаны волосы.
Портрет был впервые напечатан в «Северных цветах на 1828 г.», где были помещены главы из произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Граф Нулин».
А коллекция живописи музея имени А. Н. Радищева представляет образ самого Уткина, выполненная Тропининым. Знаменитый гравер представлен за работой – в его руке карандаш. Но смотрит он не на работу, а на зрителя. На заднем плане работы – голова Аполлона, покровителя искусства Пушкин никогда не был художественным критиком. Его заметки о произведениях искусства случайны и едва ли сводимы к системе. Так известно, что ему не пришлись по сердцу иллюстрации к «Евгению Онегину» в»Невском альманаха», и он отозвался на них в 1829 году эпиграммой:
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись <…> о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.
Кроме того, говоря об отношении Пушкина к изобразительному искусству, следует отметить, что он был одним из немногих, кто посещал Эрмитаж в эпоху Николая I. Он был допущен, как в сам музей, так и по официальному разрешению, в библиотеку Вольтера, приобретенную Екатериной Великой в 1779 году. Поэт пишет записку Бенкендорфу, выражая в ней «покорнейшую просьбу о дозволении рассмотреть находящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составлении его Истории Петра Великого».
Об этом необычном прошении Бенкендорф докладывает Императору. Николай, заинтересованный в том, чтобы рукой Пушкина была написана история Петра, нарушает запрет, и 1 марта 1832 года, и в письме Министру Императорского двора Бенкедорф сообщает, что «Его Императорское величество по всеподданейшему докладу моему изъявил на сие всемилостивейшее свое соизволение». 10 марта 1832 года Пушкин посещает библиотеку. В XIX веке он был единственным, кто видел библиотеку Вольтера. Летом 1834 года в Петербург привезли картину К. Брюллова «Последний день Помпеи», которая была выставлена в одном из дворцовых залов. Это событие нашло отражение в экспромте Е. Баратынского:
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, —
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!
в стихотворении А. С. Пушкина:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Оба поэтических произведения датированы 1834 годом и очевидно, что они оба навеяны экспонированном в эрмитажном зале полотна К. П. Брюллова.
То, что Пушкин был посетителем Эрмитажа и посещал его не единожды, свидетельствует и его стихотворение «Полководец», навеянное посещением Галереи 1812 года, где экспонировались парадные портреты героев 1812 года кисти Дж. Доу. Об этом свидетельствует начало стихотворения: «У русского царя в чертогах есть палата» и собственно описание выставленных портретов:
<…> а все плащи да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу.
И зарисовка скульптуры Вольтера работы Гудона, и два поэтических произведения Пушкина, посвященные участникам войны 1812 года и «Последнему дню Помпеи» указывают на то, что в эпоху Николая I Пушкина можно считать одним из первых посетителей Эрмитажа. Вместе с тем, первая строка стихотворения «Полководец» «У русского царя в чертогах есть палата» указывает на то, что Эрмитаж осознается поэтом - посетителем не как музей, а как часть царской резиденции, что соответствует действительности для первой половины XIX века.
Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!