Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Танец. Движение. Ритм»

Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна

  • Выставка «Танец. Движение. Ритм»
Дата мероприятия:  16.12.2016  —  26.02.2017
Открытие:  16 декабря в 17.00
Телефон:  (8452) 26-16-06
ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ
 

Выставка представляет более 100 уникальных экспонатов из собрания Радищевского музея и частных коллекций: фарфоровые статуэтки, авторская скульптура, живописные произведения.

Изобразительное искусство и танец объединяет особый способ коммуникации с публикой. Оба вида искусства без слов обращаются к чувствам зрителя. Но танец, в отличие от живописи, графики, скульптуры, это – искусство неотделимое от времени, существующее здесь и сейчас. Захваченные самой природой танца, художники навсегда запечатлевают поразившие их ритм, пластику, движения танцующего.

Многие скульпторы и живописцы, вдохновленные танцем, делают его главной темой своих произведений. Танец, перенесенный на плоскость холста или бумаги, воплощённый в камне, бронзе, фарфоре, существует уже по законам графического листа, картины, скульптуры. Он обретает новую историю – созданную, запечатлевшим его художником.

На выставке экспонируется более 100 работ из собрания Радищевского музея и частных коллекций. Танец представлен в самых разных произведениях пластического искусства: живописи, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре. Рафинированные произведения художников «Мира искусства», яркая, темпераментная живопись Валентина Юстицкого соседствуют со скульптурными композициями из керамики и бронзы, созданными в первые десятилетия ХХI века. Особое место в экспозиции занимает мелкая фарфоровая пластика известных заводов Саксонии, Баварии, Нимфембурга, России. Рядом с картиной фламандского живописца XVII века мастерской Давида Тенирса Младшего «Сельский праздник» показаны работы современных скульпторов-керамистов мастерской майолики Н. Павловой и Е. Шепелева (Ярославль), дающих оригинальную интерпретацию народным праздникам, игрищам, хороводам.

Танец, самый древний и понятный любому человеку вид искусства, воспринимался художниками как изображение пластики и ритмики тела. Наиболее ярко искусство самовыражения человека в движении представлено в балете.

В начале XX века, благодаря «Русским сезонам», организованным С.П. Дягилевым, мир узнал об эстетике русского балета. Спектакли, показанные в Париже и других европейских столицах, имели фантастический успех и дали импульс для развития уникального художественного феномена, который по своему воздействию выходил далеко за рамки какого-то одного вида в искусстве. Танцовщики «Русских сезонов»: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский вдохновили многих отечественных и европейских художников и скульпторов: О. Родена, П. Пикассо, А. Бурделя, В. Серова, П. Трубецкого, С. Судьбинина, Н. Данько и других.

Скульпторы, и монументалисты, и станковисты, и мастера малых форм, от русских танцовщиков брали в первую очередь выразительность движений и жестов, использовали колористическую смелость и экзотику костюмов. Классические танцевальные, хорошо узнаваемые сейчас, позы в скульптуре первой половины XX века были заимствованы почти целиком из постановок русского балета.

На выставке можно увидеть замечательные произведения современного петербургского скульптора И. Асиновского, посвященные русской театральной культуре начала XX века («Нижинский в танце»,2014 г, «Дягилев», 2011г, «Стравинский», 2010 г) .

Скульпторы советского времени увековечили красоту движения в образах балерин, застывших в четких фиксированных позах. Многие композиции вошли в историю «танцевальной» скульптуры по имени изображенных персонажей. В экспозиции представлены скульптурные композиции: «Адажио» из балета П. И. Чайковского «Лебединое Озеро», «Тао Хоа в балете Р.М. Глиэра «Красный мак», «Зарема», «Хан Гирей и Мария» из балета Б.В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», а также портреты знаменитых балерин Н.М. Стуколкиной, Н.М. Дудинской, Г.С. Улановой.

Изображение балетных композиций – это повод для художников углубиться в природу профессионального танца. Народный танец дает возможность прочувствовать и передать историю и традиции, особенности национального характера. Очень весомо, емко, и, в тоже время, трогательно и тонко звучит тема народного танца в советской фарфоровой пластике 1930-1960-х годов: в скульптуре А. Сотникова «Танцующий казачок», поражающего своей жизненностью и красотой; в работе А. Бржезицкой «Татарский танец», в фигурках бесконечных советских «танцующих» украинок, казашек, грузинок или азербайджанок (произведения Н. Данько, В. Сергеева, Л. Новоженец, О. Артамоновой, Н. Малышевой).

В экспозицию включены самые разные произведения, однако за каждым из них стоит индивидуальное видение и ощущение художника. В одних работах тема танца подсказана названием, сюжетным контекстом, деталями. В других – танец скрыт от зрителя, его мотив реализован через движение, ритмический строй произведения.

Экспозиция выставки дополнена видеоматериалами с фрагментами из классических балетных постановок и танцев XX века. 


Комментарии: 1
0
Теодора Вердье
Анна Сергеевна! Спасибо вам большое:  интересно написали о новой выставке. Очень хочется посмотреть и балет, и "танцующие фигурки". Творческих вам успехов!
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры