Выставка живописи Евгения Яли. Зрительские впечатления.

  • Яли Е.Д. "Пейзаж с сороками"

«Мир в его поэтическом измерении» - было сказано о творчестве Евгения Яли на обсуждении давней выставки художника в Радищевском музее. Прошли десятилетия. Как подействовало время на восприятие художника, который в далёкие 1970-е годы был очень высоко оценен публикой?

Новая выставка в Радищевском музее показывает, что художник не изменил себе, а его живопись воспринимается ныне даже с большим интересом, кажется более мастерской, своеобразной, богатой, разнообразной по содержанию.

Cтало понятно, что его предтечей является не кто иной, как Архип Иванович Куинджи. Во всяком случае, оба причастны к той линии в пейзаже, где мир преображён светом. К тому же, они - земляки. А.И. Куинджи родился в том же Мариуполе, преимущественно греческом поселении на Азовском море, почти за 100 лет до Евгения Яли.

В пейзажных картинах саратовского художника, однако, ничто не напоминает о южной природе, зато узнаются конкретные места в окрестностях Саратова. Холмы, перелески, овражки...неяркие краски, огромные пространства земли и неба, сливающихся на горизонте. Художник нашёл средства, чтобы выразить эти пространственные ощущения в скромных по размеру картинах. Расстояния между предметами, переданные неуловимыми переходами неярких красок, кажутся большими, от ощущения бесконечности захватывает дух. Этому способствует подчёркнутый контраст между протяжённостью расстояний и чёткой проработкой мелких деталей, например, рисунка оголённых ветвей на фоне неба, тщательно прочерченных линий силуэтов.

Глядя на пейзажи Е. Яли, не можешь отрешиться от воспоминания о картине Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Пейзаж, видимый с высоты птичьего полёта, планирующие в воздухе сороки, далёкий горизонт, заснеженный фон, позволяющий рассмотреть детали... Речь не идёт о подражании. В картинах Е. Яли отчётливы приметы степного саратовского ландшафта. Птицы активизирует восприятие пространства и при полной безлюдности картин, привносят тепло жизни.

В последнее время многие живописцы полюбили безудержную экспрессию красок, их картины иногда превращаются в цветной рельеф - так много выдавливается пасты из тюбиков. Каким благородным кажется тонкое письмо, которое мы наблюдаем на этой выставке! Чтобы добиться максимума выразительности не требуется больших холстов и разнообразия красок.

Наоборот, сдержанность способствует, отмеченному зрителями, завораживающему воздействию этих картин. Каким интересным делает художник самый неказистый мотив! Например, старый деревенский сарай посреди заснеженного поля. Живопись отражает характер восприятия живописца, его вкус. Уважаемый Евгений Александрович, не наглядимся на Ваши работы! Удивительно, какой неиссякаемый источник художественных талантов — наша Саратовская земля!


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений