Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

По итогам «XV Боголюбовских чтений»

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

  • По итогам «XV Боголюбовских чтений»

Традиционная научная конференция «XV Боголюбовские чтения» состоялась 29-30 сентября в Радищевском музее. Она была посвящена памяти Нонны Валерьевны Огарёвой (1925-2016), искусствоведа, исследователя жизни и творчества А.П. Боголюбова, ушедшей от нас в июле этого года. Более двух десятилетий (1948-1970) Н.В. Огарёва работала в Радищевском музее. Она является публикатором автобиографической книги А.П. Боголюбова «Записки моряка-художника» и составителем «Летописи жизни и деятельности художника А.П. Боголюбова». Без этих капитальных трудов трудно представить объективную и полную картину истории отечественного искусства второй половины XIX века. Президент Радищевского музея Т.В. Гродскова в самом начале работы конференции выступила с рассказом о Нонне Валерьевне Огарёвой на фоне презентации её фотографий 1950-х – 2014 годов.

С приветственными обращениями и пожеланиями успешной работы к участникам обратились генеральный директор Радищевского музея Л.Л. Калинина и С.А. Мезин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Приветствия прислали из Москвы – Н.В. Толстая, директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, и из Парижа – Т.Э. Моженок-Нинэн, доктор искусствоведения, автор книг и статей о русских художниках во Франции.

Девизу конференции – «Открываем коллекции…» – вполне соответствовали все выступления её участников. Всего за два дня прозвучало около 50 докладов и сообщений сотрудников Радищевского музея и гостей из Москвы, Петербурга, Орла, Донецка, Пугачёва, а также сотрудников Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского, Саратовского областного музея краеведения, Зональной научной библиотеки имени В.А. Артисевич, Саратовского государственного университета. Практически все выступления сопровождались презентациями, которые иллюстрировали и визуально поддерживали авторские тексты.

Доклады, посвящённые А.П. Боголюбову, позволили уточнить биографические сведения и круг общения художника, добавить несколько новых штрихов к истории его отношений с И.С. Тургеневым, рассмотреть роль его брата, Н.П. Боголюбова, в организации Радищевского музея и формировании его коллекций (доклады Л.В. Пашковой, Е.Г. Мельник, И.А. Жуковой).

С большим интересом был воспринят доклад М.В. Липатовой, научного сотрудника Государственного Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, о театральных эскизах художников объединения «Голубая роза» в собрании ГЦТМ

Пленарное заседание первого дня конференции завершилось демонстрацией нового документального фильма «От Саратова до Бухары», подготовленного сотрудниками Дома Павла Кузнецова в музейной экспедиции по местам путешествий художника в Среднюю Азию.

Тематика выступлений сотрудников Радищевского музея охватила практически все разделы музейного собрания – иконопись, русская и европейская живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Изучению и систематизации компактных коллекций музейного собрания были посвящены выступления научных сотрудников отдела русского искусства И.А. Ильиной, И.Р. Яфаровой. В.В. Приклонской, Е.И. Водоноса. Это: коллекция ярославских икон XVII-начала XVIII веков, акварели Павла Свиньина, жанровая графика русских художников второй половины XIX века, работы мастеров объединения «Союз молодёжи». Произведения известных художников рубежа XIX-XX С. Виноградова, С. Жуковского, К. Сомова рассмотрены в докладах А.С. Ступиной и Е.А. Шкута.

Были озвучены новые атрибуции и предположения, важные для дальнейшего изучения отдельных предметов и коллекций. Так, в процессе исследования 15-летняя графиня Паулина Эстерхази «превратилась» в графа Пала Эстерхази в образе Юдифи на костюмированном портрете неизвестного художника XVII века (доклад М.В. Щетиной).

Новые интересные сведения, уточнения атрибуций содержались в докладах о произведениях декоративно-прикладного искусства. Впервые были опубликованы коллекции изделий из базальтовой и керамической масс фабрики Дж. Веджвуда (А.С. Довгаленко) и мелкой пластики Гжельского региона (А.Ю. Ашиткова).

Одно из дневных заседаний конференции целиком было посвящено продолжению просветительских идей А.П. Боголюбова. Взаимоотношения музея и зрителя, новые формы работы с детьми, в том числе, с детьми с ограниченными возможностями, были рассмотрены в выступлениях сотрудников и методистов научно-просветительского отдела. Они рассказали о разнообразных и современных методиках работы с детьми в Художественной студии Радищевского музея с привлечением экспозиционных портретов для студийных занятий, о дидактическом фонде музея, о театрализации в музейном пространстве.

Одним из приоритетных направлений научно-исследовательской работы в Радищевском музее является изучение истории художественной жизни нашего города, творчества мастеров «саратовской школы». Этой тематике было посвящено утреннее заседание второго дня конференции.

В выступлении архивистов из Саратова и Вильнюса впервые были представлены важные биографические сведения о происхождении, детстве и юности известного саратовского художника В.М. Юстицкого. Окружению В.М. Борисова-Мусатова и воспроизведению его картин в русской открытке начала ХХ века были посвящены доклады Савельевой Е.К., Платоновой Е.С., Белонович Э.Н.

Благодаря изысканиям Н.Ю. Харитоновой (Москва) обрела имя и биографию испанская учительница с портрета Ф.А. Модорова из фондов Радищевского музея.

С большим интересом были встречены доклады исследователей Н.А. Мозохиной (Петербург) и И.Б. Гуськовой (Москва), представившие новые материалы о петербургском и саратовском периодах жизни малоизвестной художницы А.П. Шнейдер. По сути, авторы открыли новое имя в художественной жизни Саратова, и к тому же, сопроводили это открытие щедрым даром: пять редких дореволюционных открыток с воспроизведением работ А. Шнейдер и несколько посвященных ей изданий пополнили библиотеку Радищевского музея.

В завершение работы конференции прозвучало выступление о продвижении проектов Радищевского музея в информационном пространстве (М.Е. Шпак, Е.Г. Капранова). Эмоционально откликнулись участники конференции на выступление А.В. Жуковой «Чем ответит музей на запросы современного зрителя», представившей аналитическую зарисовку взаимоотношений Радищевского музея и публики, перспективы развития и большей сбалансированности этих отношений. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры