Поздравляем с 50-летием музейной деятельности, дорогой Ефим Исаакович!

  • Поздравляем с 50-летием музейной деятельности, дорогой Ефим Исаакович!

От всей души мы поздравляем нашего замечательного коллегу Ефима Исааковича Водоноса с праздником! Мы счастливы работать с Вами и благодарим Вас за постоянную заботу о музее! Желаем Вам крепкого здоровья, научных открытий, а еще – удовольствия от любимого дела!

Сотрудники Радищевского музея

Саратовский Радищевский музей был создан более 130 лет назад. Подобно живому существу, он растет и развивается: пополняются коллекции, меняются экспозиции, всё новые и новые посетители открывают его двери. Эта сложная и многообразная жизнь возможна, в первую очередь, при бережном отношении к музею его сотрудников. Многие из них стали неотъемлемой частью музейной истории и продолжают передавать свои знания и опыт молодому поколению.

15 сентября 2016 года исполняется 50 лет со дня поступления в Радищевский музей Ефима Исааковича Водоноса. При его непосредственном участии происходили комплектование фондов и формирование новых отделов, издание научных сборников и каталогизация собрания, привлечение к работе художников и волонтеров-экскурсоводов. Для сотрудников музея (и не только Радищевского) Ефим Исаакович – фигура легендарная, а его искусствоведческие труды – классика, так же как и многочисленные байки из музейной жизни.

В 1960 – 1970-е годы коллектив музея был небольшой, и работники совмещали самые разные виды деятельности. Ефим Исаакович часто вспоминает о своем обычном распорядке дня в то время: научная работа, экскурсия, развеска картин для новой выставки, совещание, еще одна экскурсия и уже под вечер выездная лекция (рассказы о лекциях в колхозе он начинает так: «прислонишь, бывало, репродукцию к корове…»). Ответственное отношение ко всем должностным обязанностям позволило Ефиму Исааковичу стать хорошим, внимательным руководителем: с 1967 года он заведовал массовым отделом, с 1971 года и по сегодняшний день возглавляет отдел русского искусства. В 2000 году он был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Славная страница биографии Ефима Исааковича – его участие в пополнении собрания Радищевского музея. В 1960 – 1980-е годы он посещал московских и ленинградских коллекционеров, осматривал хранящиеся у них произведения искусства, многие из которых впоследствии были приобретены или же подарены музею владельцами. Невозможно представить современную экспозицию без полотен К.А. Коровина, И.Э. Грабаря, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова, П.С. Уткина, К.Ф. Богаевского, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова…

На протяжении всех 50 лет службы в Радищевском музее Ефим Исаакович занимался изучением истории отечественной культуры. В начале своего плодотворного научного пути он обратился к эпохе символизма и раннего авангарда. Эти области русского искусства к середине 1970-х годов оставались малоизученными по причине полного несоответствия господствующей идеологии. Ефим Исаакович высоко ценил человеческие и профессиональные качества своего друга и научного руководителя Эмилия Николаевича Арбитмана и, так же как и его старший товарищ, старался сделать исследовательскую работу открытой, а ее результаты доступными (в «доинтернетное» время это было не так-то просто). Он переписывался и поддерживал отношения с виднейшими искусствоведами нашей страны: А.А. Сидоровым, М.В. Алпатовым, Д.В. Сарабьяновым, Ю.Я. Герчуком, Л.В. Мочаловым. Его многочисленные публикации в музейных сборниках, материалах «Боголюбовских чтений» и других конференций, в саратовских и столичных журналах посвящены творчеству прекрасных художников: Н.К. Рериха, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, участников объединения «Бубновый валет», Е.В. Егорова. В 2003 и 2006 годах были изданы книги «Выдающиеся мастера „саратовской школы“ в зеркале художественной критики 1900 — 1933» и «Очерки художественной жизни Саратова эпохи „культурного взрыва“ 1918 — 1932». Благодаря живому языку и структурированной подаче материала они интересны не только для специалистов, но и для всех любителей искусства. В 2013 — 2014 годах вышли три тома «Энциклопедии русского авангарда», для которой Ефим Исаакович написал ряд статей.

При этом он с неизменной чуткостью относится и к явлениям современного творческого процесса: сотрудничает с коллекционерами, галереями, знакомит саратовскую публику с новыми именами. Среди художников XX – XXI веков, о которых он писал и кого знал (и знает) лично, – Н.М. Гущин, Р.В. Мерцлин, Б.И. Давыдов, А.В. Карнаухов, Ю.А. Петкевич. Ефим Исаакович пользуется большим авторитетом в художественной среде и с удовольствием консультирует исследователей, собирателей и студентов. Молодежи он советует «грызть гранит науки молодыми зубами», а старшему поколению – писать мемуары, дабы ни одна человеческая судьба не осталась в забвении.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений