Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Славянской книги узорная вязь…Выставка ко Дню славянской письменности и культуры

Автор:  Стародубцева Наталья Владимировна - заведующий отделом

  • Славянской книги узорная вязь…Выставка ко Дню славянской письменности и культуры
Дата мероприятия:  24.05.2016  —  27.07.2016
Телефон:  (8452) 26-16-06

Представленные на выставке старопечатные церковные и старообрядческие книги, включая рукописные, расскажут об основных элементах украшения книги: переплете, заставках, инициалах, фронтисписах, миниатюрах. Будут показаны примеры их использования в печатных и рукописных Евангелиях, Псалтирях, Житиях. Отдельным блоком на выставке будет рассказ о создателях славянского алфавита Кирилле и Мефодии, о способах письма: устав, полуустав, скоропись. Зритель увидит древнерусскую миниатюру, иллюстрирующую житие Сергия Радонежского. Все издания из фонда научно-справочной библиотеки Радищевского музея.

В древней Руси книга почиталась как величайшая ценность. Еще XI веке в «Повести временных лет», летописец Нестор писал: «Велика ведь бывает польза от учения книжного, книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных…»

Происхождение славянской письменности связано с деятельностью византийских миссионеров и просветителей Кирилла и Мефодия. Они разработали для славян азбуку и перевели на славянский язык ряд богослужебных книг. На Русь книги пришли вместе с принятием христианства в 988 году.

Содержание книги и ее украшение – это «нечто целое». Рассказать об основных элементах книг - главная цель данной выставки.

На данной выставке представлены старопечатные церковные и старообрядческие книги, включая рукописные. Это издания XVII-начала XX вв., вышедшие из типографий Московского Печатного двора, Киево-Печерской Лавры, Супральского Благовещенского монастыря, Почаевского монастыря, городов Гродно, Вильно. В Гуслицах (район Подмосковья, где после раскола церкви поселились старообрядцы) писались иконы, переписывались старинные книги. Переписчики оформляли их уникальной росписью, получившей название «гуслицкой». На выставке можно увидеть Ирмосы, украшенные такой росписью.

Книги создавались путем переписывания, поэтому труд писца был очень важным. Над одной книгой трудились несколько человек.

Доброписец чернописный – создавал основной текст; статейный писец – выделял киноварью (красная краска) самые важные места; заставочный писец – рисовал заставки и буквицы; живописец иконный – создавал миниатюры; златописец – наносил золото на заставки и миниатюры; златокузнец, сереброкузнец и сканный – оформляли оклад.

Встреча со старопечатной книгой начинается еще до ее раскрытия. Сами переплеты являлись памятниками искусства и техникой сохранения книг. Переплеты, оклады, застежки – все служило этой цели.

Все рукописные книги на Руси писались одним из трех типов почерков – уставом, полууставом и скорописью. Особое, декоративное письмо, связывающее буквы в непрерывный орнамент, – вязь. Она служила целям украшения, ею писались название книги или отдельных ее частей.

Русские печатники опирались на рукописную традицию, которая сохранялась вплоть до конца XIX века.

Книжные мастера не скупились на украшение книг, которые богаты заставками, инициалами, концовками. Тексты писались или печатались в две краски. Основной цвет – черный (чернила), а вспомогательный – красный (киноварь). Важнейший элемент украшения – это заставки, разделявшие текст на главы. Количество их зависело от объема рукописи или книги. В начале рисовалась большая на всю страницу заставка – рамка, а последующие главы начинались с новой страницы. Орнамент использовался старовизантийский или геометрический (круги, прямоугольники или треугольники; могли быть растения: трилистник, цветок, ветка). В XIV веке появляется звериный орнамент, когда в заставке или инициалах изображались фантастические животные. Иногда включались иконы, заключенные в круг или овал.

Также книги украшались инициалами. Они, как и заставки, выполняли двойную роль – разделяли текст и украшали книгу. Высота, характерная для инициалов – 3-5 строк текста.

Одним из способов украшения книг было обрамление страниц – линейными или наборными рамками.

Титульного листа русские рукописи и книги не знали. Его роль выполнял колофон (завершение), или послесловие, содержащее название книги, место и время издания.

В рукописях и книгах встречаются миниатюры. Изображались люди: евангелисты, святые, сцены житий, руки, благославляющие и с крестным знамением, показывающим, как правильно складывать пальцы. В рукописи миниатюра могла быть цветной и располагаться в любом месте книги.

Особое место занимает фронтиспис. Несмотря на связь с церковным обрядом, он несет иное значение, чем икона. Иконе молились, поэтому лицо святого всегда повернуто к молящемуся. Ни один книжный евангелист не смотрит на зрителя, он всегда повернут в профиль, как бы открывая дверь в «книжное здание». Фронтисписы ограничены рамкой, плотные по фактуре. Черный штрих на белом поле бумаги. Каждый раздел выставки посвящен одному из элементов украшений рукописей и печатных книг. Можно увидеть примеры использования их в печатных Евангелиях, Псалтирях, Житиях и других богослужебных книгах.

На выставке показаны древнерусские миниатюры. Это факсимильные образцы русских миниатюр XV- XVI вв., изданные Академией наук в 1933 году. Их роль в рукописях была не ритуальная, а чисто иллюстративная, передающая содержание текста.

Отдельным блоком на выставке представлены рукописные книги. Выполнены они в XIX-XX веках, но писцы в них следуют традициям более ранних рукописей.

Один древнерусский книжник написал: «А кто прочтет, тот Мудрец», тем самым посылая письмо всем, кто будет держать эти книги в руках. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры