Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Фляжки, кружки, кувшины, бокалы…Цикл «Искусствовед рассказывает…»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Фляжки, кружки, кувшины, бокалы…Цикл «Искусствовед рассказывает…»

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

Керамика из «каменной массы» – одна из визитных карточек Германии. В XVI–XVII веках керамические кружки, кувшины, кубки для пива и вина вошли в обиход на всей территории Германии, и не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с пивной кружкой в руке.

Название «каменная масса» возникло, видимо, из-за внешнего вида изделий – массивные сосуды кажутся словно высеченными из камня, и а также из-за их прочности. Русское название материала является переводом немецкого слова “Steinzeug”(каменное вещество, каменная масса).

Внешне эти изделия кажутся полной противоположностью тонким и изящным фарфоровым предметам. Однако по своим свойствам каменная масса ближе всего именно к фарфору – только два этих керамических материала имеют плотный, почти без пор, черепок, поэтому водонепроницаемы и устойчивы к воздействию кислот. Такие особенности каменной масса приобретает в результате высокой температуры обжига – около 1300 °C.

Самое большое число мастерских по производству такой керамики находилось в регионе Вестервальд, на юго–западе Германии, богатом залежами глины нужного качества. В течение XVIII века, не выдержав конкуренции с фарфором, керамические предприятия приходят в упадок. Однако во второй половине XIX столетия, когда усиливается интерес к национальной истории, в производстве посуды из каменной массы происходит новый подъем. Теперь ситуация меняется – предметы из каменной массы становятся гораздо «моднее», чем фарфоровые, ведь «в старину», в XV- XVI веках, фарфора еще не было.

Формы изделий и сюжеты тоже обращают покупателей этой посуды к национальной истории.

Итак, представляем цикл статей об экспонатах собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева: «Фляжки, кружки, кувшины, бокалы…»

Часть 1. Фляжка со Святым Губертом

Этот предмет нельзя в полном смысле слова назвать фляжкой, ведь у него еще есть ручка и носик, как у разливного кувшина, а плоская форма – просто дань традиции. Плоские фляжки брали с собой в походы охотники и воины. С этим традиционным назначением связаны изображенные здесь сюжеты.

На одной стороне – сцена из жизни Святого Губерта, которых считался покровителем охотников. Этот святой жил во Франции, умер в 727 году. Его главный атрибут – олень с крестом в рогах. Как рассказывает легенда, Губерт происходил из знатной семьи, и любил, как многие представители знати, охоту и другие развлечения. Когда он охотился в Страстную Пятницу, ему явился олень с Распятием Христовым в рогах. Губерт раскаялся в своем греховном поведении и стал вести праведный образ жизни. После разделения церквей на Восточную и Западную Святого Губерта очень почитали в католичестве. Его изображали на своих изделиях многие немецкие керамические мастерские на протяжении столетий. Образ Святого Губерта оставил заметный след и в военно–политической истории Германии, и в бытовом сервисе. Так, изображение оленя с крестом в рогах как символа Святого Губерта в 1940-1944 годы стало эмблемой 52-го истребительно–противотанкового батальона Вермахта. Также с 1935 года он является брендом знаменитого немецкого ликёра «Егермейстер».

На другой стороне плоского кувшина – герб. Он фантазийный, имеет характерный набор геральдических элементов – инициалы “A.L.B”, в центре – рыцарский шлем. Если на старинных фляжках такие инициалы обозначали имя владельца, то в данном случае – это типичный для эпохи историзма декоративный элемент. На шлеме – орел, держащий в зубах крест. Герб изображен как традиционный символ государственности, шлем напоминает современникам о великих военных походах, орел – знак имперской власти, унаследованный еще со времен Древнего Рима.

Крест в клюве орла, с одной стороны, напоминает о великих походах крестоносцев, с другой, может олицетворять германскую мечту о покорении мира.

В нижней части герба, под шлемом, художник изобразил дом. В окнах дома горит свет, на его крыше – голубь. К голубю в жанровых произведениях, как традиционному символу домашнего очага, часто обращались европейские мастера XVII–XIX веков. В данном случае герб на кувшине отражает иерархию ценностей – орел как символ немецкой империи, единой немецкой нации напоминает, что служение государству должно быть в глазах немца высшим долгом, но вслед за этим – дом, семья и семейное служение. Дом – царство женщины, хранительницы очага и семейных традиций, куда всегда стремится мужчина, чтобы отдохнуть между военными подвигами и трудами на благо семьи и отечества. Мир, созданный и хранимый женщиной – незыблемый и неподверженный никаким внешним потрясениям, противопоставляется здесь, как в других произведениях изобразительного искусства, опасному и бурному миру мужчин, атрибутом которого была походная фляжка. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры