Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка керамики Германии XVII-XX веков

Автор:  Михайлова Людмила Михайловна - заведующий сектором
Довгаленко Анна Сергеевна

  • Выставка керамики Германии XVII-XX веков
Дата мероприятия:  17.03.2016  —  05.06.2016
Открытие:  17 марта в 17.00
Телефон:  (8452) 26-16-06
Стоимость билета:  50 руб.
     

Коллекция немецкой керамики в собрании Радищевского музея насчитывает более восьмисот предметов.

Её основу заложил Алексей Петрович Боголюбов, принеся в дар музею в числе других произведений прикладного искусства 40 вещей старого саксонского фарфора. От Алексея Петровича в музей пришла и значительная часть немецкой керамической посуды из так называемой «каменной массы». В 1920-е годы собрание немецкой керамики пополнили предметы из Государственного музейного фонда. Самым крупным поступлением 1970-х годов стало собрание известного врача Ольги Александровны Гордеевой, Почетного гражданина г. Саратова. Коллекция Гордеевой дополнила фонд немецкой керамики музея замечательными фарфоровыми произведениями XIX и XX века.

Задолго до появления фарфоровых мануфактур в Германии, как и во всей Европе, существовали керамические производства. Один из таких центров - мастерские города Вестервальда представлены на выставке изделиями XVIII – XX веков. Это традиционные предметы из «каменной массы» в виде кружек, кувшинов, кубков. Формы и декор этих предметов остаются неизменными с XVI века до настоящего времени.

Первым европейским фарфоровым производством стала Мейсенская фарфоровая мануфактура, основанная в 1710 году в крепости Альбрехтсбург, недалеко от Дрездена. Завод был создан под покровительством курфюрста Саксонского и короля Польского Августа II Сильного благодаря научной работе и экспериментам Эренфрида Чирнхауса (1651-1708) и Иоганна Бёттгера (1682 – 1719).

Мейсенский фарфор составляет основу коллекции немецкой керамики в собрании Радищевского музея.

Особой редкостью являются изделия первой половины 18 века, которые стали классикой мейсенского фарфора. Уникальными экспонатами на выставке являются чашечка и блюдце с росписью на тему «сцены в гаванях», прекрасно передающие в миниатюре пейзажи с морскими и речными портами. Подобные предметы создавались на мануфактуре в 1720 – 1730-е годы. Этот период в истории первой фарфоровой мануфактуры назывался «живописным» и был связан с именем известного в Европе художника, ученого Иоганна Херольда.

Ранняя мейсенская продукция подражала китайским керамическим изделиям XVI – начала XVIII веков. Традиции расписывать фарфор пейзажными и жанровыми сценами по образцам картин и гравюр известных художников были заложены на мейсенской фарфоровой мануфактуре. Примером служит сервиз с живописным декором «крестьянские сценки в натуралистическом пейзаже» по мотивам картин Девида Тенирса. Многоцветная яркая роспись оттеняет белезну фарфора так ценимую мастерами 18 века.

Мейсенская скульптура представлена на выставке произведениями, созданными по моделям Кендлера, Эберлейна, Асье и Шпилера.

К наиболее эффектным и сложным по исполнению произведениям Мейсенской фарфоровой мануфактуры, представленным на выставке, относятся стенное зеркало, ваза ароматница, и другие произведения 19 века с лепными цветами, фигурками амуров, птиц и богатой росписью. Цветочный лепной декор, придуманный во Франции, в большей степени получил развитие на фарфоровых производствах Германии. Именно немецкие мастера сделали его главным орнаментальным мотивом своих изделий, соединив с пластикой формы и живописным декором предмета.

В 1763 году Фридрих II, страстный ценитель и коллекционер восточного и европейского фарфора, приобретает в Берлине собственное фарфоровое производство. С этого момента бывшая мануфактура Гоцковского называется королевской. На рубеже 18 – 19 веков она становится одним из успешных в техническом и художественном отношении предприятий.

Берлинская мануфактура создала свой хорошо узнаваемый стиль, отличительной чертой которого было сочетание общеевропейских культурных тенденций с особенностями прусского национального характера. Живописные росписи отличались насыщенными, но сдержанными тонами. Наряду с лавром, миртом и пальмой на берлинской мануфактуре использовали мотив дубовой ветви. В букетах часто встречается мак. В декоре – мотив змеи, кусающей свой хвост. Классическим примером берлинского фарфорового производства является каминная ваза, выполненная в начале 19 века.

Значительный интерес в собрании Радищевского музея представляют изделия частных фарфоровых предприятий, которых в Германии существовало огромное количество. Наиболее известные из них представлены на нашей выставке. Это заводы Саксонии, Тюрингии, Силезии и Баварии.

Частные производства испытывали огромное влияние мейсенской мануфактуры, повторяя основные принципы моделирования форм и декорирования предметов. Ассортимент изделий этих заводов также повторял наработанные Мейсеном образцы.

Подобные предприятия были нацелены на выпуск более дешевой продукции для широких слоев населения – от небогатых дворян до зажиточных бюргеров. Основанные, как правило, бывшими арканистами королевских фарфоровых мануфактур, они сохраняли достойное качество фарфоровой массы, профессионализм в росписи и лепном декоре, в моделировании скульптурных форм. Это позволяло частным заводам соперничать между собой и конкурировать с государственными фарфоровыми производствами. Наиболее успешные из них существуют и в настоящее время, сохраняя лучшие традиции немецких фарфоровых мануфактур былых времен.

Кроме предметов немецкой керамики на выставке представлены живописные произведения западноевропейских авторов.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"