Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Каширин Л. Украинский пейзаж. Лето. Мастера салонного пейзажа

На выставке «Пред властью красоты» среди знаменитых мастеров салонного пейзажа, таких как Л.Л. Каменев, А.И. Мещерский, Ю.Ю. Клевер, зритель видит на эффектной картине «Украинский пейзаж. Лето» (1897 г.) имя автора, которое пока остается загадкой. Собственно даже не имя, а фамилия с инициалом – Л. Каширин на подписи в левом нижнем углу полотна. И это все, что на данный момент известно о художнике.

Плавный изгиб спокойной реки, отражения в её глади деревьев и построек, жёлто-коричневая земля прибрежного ската, поросшего травой и цветами, ярко освещённая мазанка на правом берегу рисуют нам гармоничный образ природы и счастливой жизни человека в ней. Неспокойное предгрозовое небо с просветом, низко летающие птицы не нарушают общего спокойного настроения пейзажа. Характер живописи, – то гладкий, то рельефный (корпусными мазками написаны стена хаты, соломенная крыша и кирпичная труба, камешки у воды), и профессионализм исполнения являются несомненными признаками самостоятельного подхода к теме. Но почти «дословно» процитированные детали из знаменитой картины «Забытая мельница» художника-передвижника А.А. Киселёва: местоположение лодки, крупные камни у берега и берёзовое бревно на переднем плане мешают признать за пейзажем Л. Каширина безусловную оригинальность. Близка и композиция: плавный разворот реки, пологий левый берег с раскидистым деревом на дальнем плане, зеркальная гладь реки, широкая каменистая отмель невысокого правого берега с постройками. Мы можем только гадать, какова степень заимствования в этом случае: невероятное совпадение в мотиве двух самостоятельно творящих художников или влияние популярной картины.

Творчество А.А. Киселева – мастера реалистического направления, активного деятеля Товарищества передвижников разнообразно. Он писал небольшие лирические пейзажи и монументальные виды. Одним из распространенных мотивов было изображение заброшенной или забытой мельницы на берегу реки. Причем первые варианты картины имели малороссийскую географию. После успеха «Заброшенной мельницы» на Х передвижной выставке в 1882 году сопровождавший её по провинциальным городам П.А. Ивачев писал Киселеву: «…Соберитесь с энергией и давайте нам ещё что-нибудь вроде «Мельницы».

Версии полюбившегося мотива, написанные как Киселевым, так и современниками художника, находятся сейчас в нескольких российских музеях. Популярности картине добавили открытки, которые побуждали начинающих авторов к копированию. В Саратове находится копия кисти начинающего «художника», впоследствии известного советского писателя Константина Александровича Федина. В пору юношеских исканий, когда молодой человек не знал какому из творческих поприщ отдать свои силы и талант, он попробовал себя в живописи, скопировав в 1914 году «Забытую мельницу» с цветной открытки. Впоследствии, он подарил картину родителям, и она висела в гостиной дома. Сейчас эта работа украшает экспозицию государственного музея К. А. Федина, посвящённую его детским и юношеским годам.

Пейзаж Каширина, скорее всего, до революции принадлежал саратовскому дворянину или просвещенному купцу, которого привлекла тихая красота малороссийского пейзажа. Художник трансформировал и обогатил популярный мотив А.А. Киселева. Исчезнувшие мельничные постройки унесли с собой ощущение таинственности и заброшенности. Пейзаж стал более обжитым и жизнерадостным. Вторичность, которая является одной из заметных примет салонного искусства, не умаляет высокого уровня профессионального мастерства малоизвестного живописца Л. Каширина. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры