Неизвестный художник I четверти XIX века. Портрет неизвестной с корзинкой цветов. Рассказы об экспонатах выставки «Двое. Мужчина и женщина»
Автор: | Щетина Мария Викторовна |
Неизвестный художник I четверти XIX века.
Портрет неизвестной с корзинкой цветов
Кость, акварель, гуашь.
Уезжая из дома, особенно если поездка предстоит долгая, мы всегда берем с собой фотографии своих близких. До появления фотографии люди брали с собой маленькие, умещающиеся на ладони, портреты, вмонтированные в медальон.
В собрании Радищевского музея есть миниатюрный портрет изображающий молодую женщину с корзинкой цветов в руках. Демонстративный жест, которым темноглазая брюнетка указывает на нее, говорит, что это очень важная деталь. Современный зритель обычно воспринимает присутствие в портретах, преимущественно женских, цветов: маленьких букетиков, приколотых к корсажу платья или украшающих причёску, букетов в руках всего лишь как красивый аксессуар. Но для людей конца XVIII – первой четверти XIX века цветы в портрете были отнюдь не случайной прихотью художника или изображённой модели. Их выбор был своеобразным посланием, в котором содержались признание в любви, терзания ревности или упреки в холодности. Сочетание различных цветов в зависимости от их формы и цвета позволяли составлять целые монологи и пространные объяснения. Без цветочных аллегорий невозможно представить ни любовную переписку, ни самый невинный комплимент того времени, ни простое дружеское общение.
В корзинке молодой дамы, изображенной на миниатюре из собрания нашего музея, мы видим две пышные розы, розовую и красную, и несколько тонких гибких стеблей вьюнка с мелкими белыми лепестками. Розовая роза была символом молодой женщины, находящейся в расцвете своей красоты. Роза красного цвета – знаком страстной любви. Все авторы руководств по цветочному этикету единодушно называют любой цветок красного цвета совершенно недопустимой в букете, прическе или одежде незамужней девушки, а значит, можно предположить, что перед нами портрет замужней женщины. Два цветка розы символизируют пару, соединение двух любящих сердец (различие в предназначении букетов с чётным и нечётным количеством цветов появится гораздо позже – только в ХХ веке). То, что цветы изображены не рядом, а разделены массивной плетеной ручкой корзинки, возможно, намекает на разлуку супругов. Вьюнок символизировал преданность, верность, неизменную и вечную любовь.
Соединив эти значения в единое послание, можно сказать, что корзинка с цветами, на которую так настойчиво обращает наше внимание молодая брюнетка на портрете, служит наглядной клятвой любви, верности и сожалением о вынужденной разлуке.
Первые годы XIX века вся Европа почти непрерывно воюет. Мужчины – военные и дипломаты, подолгу отсутствуют дома. Миниатюрный портрет нередко был единственной возможностью видеть своих близких. Слова любви, зашифрованные в таком портрете, делали его ещё более желанным и ценным подарком.