Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Купить билет Многодетным семьям
и участникам СВО
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Неизвестный художник I четверти XIX века. Портрет неизвестной с корзинкой цветов. Рассказы об экспонатах выставки «Двое. Мужчина и женщина»

Автор:  Щетина Мария Викторовна

Материалы по теме: 

Двое. Мужчина и женщина. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство;   Двое. Мужчина и женщина на картине В.Э. Борисова-Мусатова «Осенний мотив». Рассказы об экспонатах;   «Студия скульптора» Ф.М. Корнеева. Пересечение судеб. Рассказы об экспонатах выставки «Двое. Мужчина и женщина»;   Ханс Шпрингинклее. Сотворение Евы. Рассказы об экспонатах выставки «Двое. Мужчина и женщина»;   Тереза Гарнье. Женщина с амурами (На берегу моря). Рассказы об экспонатах выставки «Двое. Мужчина и женщина»

  • Неизвестный художник I четверти XIX века.  Портрет неизвестной с корзинкой цветов. Рассказы об экспонатах выставки «Двое. Мужчина и женщина»

Неизвестный художник I четверти XIX века.

Портрет неизвестной с корзинкой цветов

Кость, акварель, гуашь.

Уезжая из дома, особенно если поездка предстоит долгая, мы всегда берем с собой фотографии своих близких. До появления фотографии люди брали с собой маленькие, умещающиеся на ладони, портреты, вмонтированные в медальон.

В собрании Радищевского музея есть миниатюрный портрет изображающий молодую женщину с корзинкой цветов в руках. Демонстративный жест, которым темноглазая брюнетка указывает на нее, говорит, что это очень важная деталь. Современный зритель обычно воспринимает присутствие в портретах, преимущественно женских, цветов: маленьких букетиков, приколотых к корсажу платья или украшающих причёску, букетов в руках всего лишь как красивый аксессуар. Но для людей конца XVIII – первой четверти XIX века цветы в портрете были отнюдь не случайной прихотью художника или изображённой модели. Их выбор был своеобразным посланием, в котором содержались признание в любви, терзания ревности или упреки в холодности. Сочетание различных цветов в зависимости от их формы и цвета позволяли составлять целые монологи и пространные объяснения. Без цветочных аллегорий невозможно представить ни любовную переписку, ни самый невинный комплимент того времени, ни простое дружеское общение.

В корзинке молодой дамы, изображенной на миниатюре из собрания нашего музея, мы видим две пышные розы, розовую и красную, и несколько тонких гибких стеблей вьюнка с мелкими белыми лепестками. Розовая роза была символом молодой женщины, находящейся в расцвете своей красоты. Роза красного цвета – знаком страстной любви. Все авторы руководств по цветочному этикету единодушно называют любой цветок красного цвета совершенно недопустимой в букете, прическе или одежде незамужней девушки, а значит, можно предположить, что перед нами портрет замужней женщины. Два цветка розы символизируют пару, соединение двух любящих сердец (различие в предназначении букетов с чётным и нечётным количеством цветов появится гораздо позже – только в ХХ веке). То, что цветы изображены не рядом, а разделены массивной плетеной ручкой корзинки, возможно, намекает на разлуку супругов. Вьюнок символизировал преданность, верность, неизменную и вечную любовь.

Соединив эти значения в единое послание, можно сказать, что корзинка с цветами, на которую так настойчиво обращает наше внимание молодая брюнетка на портрете, служит наглядной клятвой любви, верности и сожалением о вынужденной разлуке.

Первые годы XIX века вся Европа почти непрерывно воюет. Мужчины – военные и дипломаты, подолгу отсутствуют дома. Миниатюрный портрет нередко был единственной возможностью видеть своих близких. Слова любви, зашифрованные в таком портрете, делали его ещё более желанным и ценным подарком. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры