Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Стенограмма встречи с московской художницей Александрой Митлянской на выставке её видеопроизведений "Вавилон"

  • Стенограмма встречи с московской художницей  Александрой Митлянской  на выставке её видеопроизведений "Вавилон"
Наталья Коптель: Сегодня впервые в нашем Радищевском музее открывается выставка видеопроизведений московской художницы Александры Митлянской. В этом медиазале мы уже представляли видеоарт саратовских художников, и теперь саратовские зрители смогут познакомиться с работами Александры и сравнить, оценить, понять многообразие видеоискусства. Также сегодня нам представится замечательная возможность пообщаться с автором, поделиться мнениями, задать вопросы. Первый вопрос, который я хотела бы задать Александре, связан с вариантами демонстрации произведений, которые мы здесь видим. Зрители, вероятно, уже обратили внимание на то, что в этикетках некоторых работ обозначено, что представлена демоверсия. Что это означает?

Александра Митлянская: Действительно, большая часть работ представлена как демоверсии инсталляций. Выставка называется "Вавилон", т.к. первоначально мы хотели показать только один проект - "Вавилон 2010". Предполагалась большая фальшпанель с окнами, в которых должны располагаться мониторы, на каждом из которых демонстрировался бы свой сюжет – в то время как сейчас вы видите 16 сюжетов, собранных вместе, на одном мониторе. Будь это полноценная видеоинсталляция, можно было бы подробнее рассмотреть каждый сюжет, сейчас же, конечно, все очень мелко. "Трансмутации" демонстрируются в темном боксе на семи стойках, экраны углублены в стойки и лежат на уровне груди. Человек, входящий на выставку, видит равномерное свечение, а чтобы увидеть видео, должен подойти и заглянуть сверху вниз. Фотовидеоинсталляция "Поговори с ней" - тоже в боксе, 3х3 метра. На одной стене – большая, во всю стену проекция, на других произвольно, на разных уровнях – у пола, под потолком, на уровне глаз - раскиданы крошечные лайтбоксы (4х6см), с изображением красной рыбки. "Чайковский" - на каждом мониторе c наушниками – свой сюжет. "Метро" - это видео из фотовидеоинсталляции, видео – мое, фотографии – Валерия Орлова. Сама инсталляция состоит из нескольких проекций – одна лампа на одной стене, по три лампы – на противоположных стенах, и еще раскачивающиеся тени от ламп. А на полу - лайтбоксы с изображением люков московского метро, это такие красные, серые, белые, круглые и прямоугольные со стертой краской люки, почти супрематическая живопись. Нас часто спрашивали "Где мы их нашли?", мне кажется, их невозможно не заметить, а оказывается, что многие москвичи, проводящие большую часть жизни в метро, не видят, не фиксируют в памяти то, что изо дня в день оказывается у них перед глазами. Эти лайтбоксы c люками в натуральную величину были вмонтированы в пол, и можно было между ними ходить. Видео закольцовано.

Наталья Коптель: Расскажите, как рождаются сюжеты, и когда Вы начали снимать, как это произошло.

Александра Митлянская: Самый первый фильм – "Метро". Как я начала снимать? Я просто увидела на станции метро "Динамо" в Москве лампу, раскачивающуюся при приближении поезда. А до этого видеокамера у меня без дела лежала больше года. Её привез мой муж Валерий Орлов в 1997 году. Я вообще не люблю снимать детей, зверей, делать снимки на память. Мне кажется, что та информация, которая остается у нас в альбомах, на пленках может вытеснить ту, которая возможно сохранилась бы в нашей памяти, если бы не было снимков и фильмов. Я очень радуюсь, когда мне кто-то пересылает, приносит фотографии, принимаю их c удовольствием, но сама в этом процессе стараюсь не участвовать. Поэтому практически не делаю бытовых ни фото, ни видеоcъемок. Но тут, увидев эту лампу, вернулась к ней уже со штативом и видеокамерой и сняла первый видеофильм. С тех пор работаю в видео.

Наталья Коптель: Судя по сюжетам, видеосъёмка требует много терпения и времени.

Александра Митлянская: По-разному. Например, "Переход" я снимала три дня – не целый день, а те несколько часов, когда площадь не была освещена. Получился 12 минутный фильм. Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что все представленные здесь фильмы сняты статичной камерой. Когда я снимала "Переход", важно было правильно поставить камеру. А дальше фильм снимался почти без моего участия. Затем - монтаж, который занял большее время, чем съёмка.

Сергей Петров: А насколько больше получается рабочего материала?

Александра Митлянская: Намного больше. Хотя бывает по-разному. Но чаще всего материала очень много.

Наталья Курилова: Расскажите, пожалуйста, что Вас вдохновляет, как Вы находите темы?

Александра Митлянская: Это трудно объяснить. Конечно, я ничего не ищу - вижу иногда.

Наталья Курилова: То есть это интуитивно происходит?

Александра Митлянская: Думаю, что да. Это или что-то увиденное, или воспоминание, но в любом случае это какой-то зрительный образ, визуальное впечатление.

Игорь Сорокин: Скажите, видеоарт полностью вытеснил другие материалы?

Александра Митлянская: У меня – да. Я не знаю, что будет дальше, но пока – да.

Игорь Сорокин: А был какой-то момент, когда проблема выбора стояла?

Александра Митлянская: Был момент довольно сложный, когда я отказалась от живописи, от работы руками. Это было очень непросто, когда я поняла, что я не могу и не хочу больше заниматься живописью.

Наталья Курилова: Что этот новый материал даёт, этот новый способ?

Александра Митлянская: Мне интересно работать со временем. Впрочем, то, что я делаю в видеоарте, это в значительной степени продолжение того, что я делала в живописи, просто другими средствами – заменила кисть на видеокамеру, а холст на экран. Так как проблемы те же решаю. В отличие от фотографии, потому что фотография, скажем, фиксирует одно мгновение, а в живописи тоже есть время, как и в видео. В этом смысле, думаю, для меня логично было перейти от живописи к видео.

Наталья Коптель: Расскажите о выставках, экспозиции которых наиболее точно представляли Ваши произведения.

Александра Митлянская: Я очень была довольна экспозицией работы "Поговори с ней" в Гданьске. Я уже рассказывала, что там по стенкам были разбросаны маленькие лайт-боксы, и одна большая проекция, а внизу на полу лежали черные маты, и люди ложились и долго смотрели на этого мальчика. Скоро будет очень хорошо экспонироваться в Австрии "Метро" - в нефтехранилище, в цистерне. Очень хороший, мощный проектор, который передаёт правильно цвет и насыщенность. И потрясающий звук. Это цистерна 10 метров в диаметре, очень высокая, с прекрасной акустикой. Изображения люков для лайт-боксов напечатаны на стекле, по новой технологии, которая дает очень качественное изображение. В Киле (Германия) я в этом году показывала "Вавилон". Там было много экранов, но от фальшпанели в последний момент отказались, вышли из бюджета. И экспозицией моей выставки в фонде "Эра" - куратор В. Левашов – я довольна. В выставках видеоарта очень многое зависит от технической оснащенности. В данном случае здесь получилась выставка скорее ознакомительная, но зато вместо одного проекта Вы увидели много всего сразу.

Игорь Сорокин: Мы находимся в музее, музей начал экспонирование видеоарта. Скажите, какие музеи экспонировали Ваши работы именно так как это должно быть. Ведь для музея проблемы приобретения, хранения, экспонирования произведений видеоарта еще не решены.

Александра Митлянская: Я бы назвала Государственный центр современного искусства, который получил статус музея несколько лет назад. Из того, что я показывала в ГЦСИ – мне понравилось, как экспонировался "Чайковский". "Метро" в РОСФОТО в Петербурге. В Московском музее современного искусства на Петровке неплохо показали инсталляцию "Метро", правда, пришлось ограничиться одной проекцией. Некоторое время в экспозиции ММСИ была представлена моя работа "Поговори с ней", правда, без рыбок.

Игорь Сорокин: Есть ли какой-то сопроводительный материал, который Вы отдаете вместе с фильмом, макет, чертеж, как правильно показывать Вашу работу.

Александра Митлянская: Я помню, когда я посылала работу в Гданьск, я посылала чертеж, по которому они чётко всё сделали, удивительно! Но у нас такое бывает не часто. И не только у нас – с Килем все лето переписывалась, чертежи посылала, детали уточняла, а приехала, и все получилось иначе, чем предполагала, хотя, в результате, может быть, даже и лучше.

Игорь Сорокин: Вот чтобы лет через триста Вашу работу смогли точно воспроизвести, надо оставить посылы туда.

Александра Митлянская: Эти посылы фиксируется в переписке, например. Бывает так, что говорят "денег нет, бюджета нет, можем только так показать", и я обычно соглашаюсь. Но бывает так, что есть бюджет, есть желание, и тогда от меня требуется ясное описание того, что необходимо.

Наталья Коптель: Если идет речь о приобретении работы в музей, то в этом случае прикладывается подробный документ, в котором описывается, как эта работа должна экспонироваться.

Александра Митлянская: Так должно быть. Ну вот, скажем, ММСИ приобрел у меня работу. Это редкий случай, не так часто бывает, чтобы видео приобретал музей. У меня купили эту работу ("Поговори с ней") –с выставки "Барокко", организованной "Крокин" в стенах ММСИ, демонстрировалось только видео, в таком виде работа и была куплена ММСИ, т.е. без лайт-боксов.

Сергей Петров: Как Вы определяете временные рамки работы? Когда снимаете, и когда монтируете?

Александра Митлянская: Рамки существуют. Но я не могу это объяснить. Я знаю, что вот сейчас уже перебор, уже достаточно. Просто чувствую. У меня есть такой проект "Выставка", включающий разные сюжеты, один состоит из 8-10 кадров закольцованных, а другой длится 10 минут.

Зритель: Расскажите о сюжете мальчика с рыбкой, как это случилось?

Александра Митлянская: Этот мальчик - сын моей подруги. Однажды мой сын принес в полиэтиленовом пакете красную рыбку, и ей довольно долго пришлось жить в банке. Я долго смотрела на эту рыбку. Помню, что я увидела себя со стороны. У этого мальчика очень выразительное лицо. Я просила его следить глазами за рыбкой, не отрывая глаз. Название работы "Поговори с ней" - цитата, у Альмодовара есть фильм с таким названием. И в моей работе есть момент, когда мальчик входит в контакт с рыбкой, и как-будто начинает говорить (хотя в фильме звука нет). Я снимала одновременно видеокамерой и фотоаппаратом. И для выставки в музейно-выставочном центре РОСФОТО в Санкт-Петербурге на рулонной бумаге была напечатана восьмиметровая в длину и около метра в ширину - фотография c разными стадиями этого действия.

Наталья Коптель: Расскажите, пожалуйста, про сюжет работы "Переход". Почему люди так долго стоят на дороге, с коляской, не торопятся перейти дорогу.

Александра Митлянская: Это было во Владикавказе. Там проходил международный пленэр в 2011 году. Я вышла на балкон, и увидела, что подо мной "книга перемен" - эти белые полосы перехода. Почему стоят на дороге? А там такой ритм жизни. Никто никуда не спешит. Машины действительно объезжают людей. И в течение нескольких минут на этой большой площади в центре города может не появиться ни одного человека, ни одной машины.

Зритель: Работы Ваши покупают?

Александра Митлянская: Видео музеи покупают редко. Стали коллекционеры приобретать видеоработы, в основном западные. Наталья Коптель: Скажите, пожалуйста, как реагирует на Ваши произведения наша отечественная публика и публика за рубежом?

Александра Митлянская: И там, и там есть люди, которым интересно. За рубежом более осведомленный зритель, ведь интересно смотреть вещь в контексте, когда ты можешь уже с чем-то сравнивать, в этом отношении западному зрителю проще, пойти на выставку там – норма. Наш зритель менее подготовленный.

Наталья Курилова: Как Вы думаете, почему так происходит? При современном развитии интернета и выставочных пространств, почему происходит непонимание?

Александра Митлянская: Людей открытых, непосредственно реагирующих на увиденное, везде немного.

Сергей Петров: Я так понимаю, Вы начинали с аналоговой камеры. А не было желания переснять какой-то сюжет более современной камерой. Или всё-таки есть своё очарование в аналоговой камере?

Александра Митлянская: В современных камерах излишняя резкость и контраст иногда раздражают. А насчет переснять – никогда не приходило в голову переделывать, тем более, что очарование в аналоговой мягкой оптике, безусловно есть. У меня есть даже несколько работ, снятых в самом начале моей работы в видео, забытых, неоцифрованных, а потом как бы заново увиденных и смонтированных совсем недавно, с интервалом между съемкой и монтажом в 8-12лет. И недостаточное разрешение, шумы меня не смущают.

Игорь Сорокин: Расскажите, пожалуйста, как делалась работа "Вавилон".

Александра Митлянская: Весной 2010 года я была в гостях и увидела из окна пустой строящийся дом напротив. Я периодически созванивалась с хозяйкой, ждала, когда там появятся люди. А потом началась аномальная жара, и были дни, когда из-за смога ничего не было видно. Зато появились рабочие. Дня три я снимала этот сюжет. Я стояла в тазу с холодной водой, потому что на застекленной лоджии было очень жарко. И переводила камеру с одного окошечка на другое. И жалела, что у меня одна только камера, потому что очень много было интересных сюжетов и надо было жертвовать одним ради другого. А потом я их в такой последовательности собрала в один фильм для демоверсии. Снимался, конечно, каждый сюжет по-отдельности.

Зритель: При виде Вас строители работали лучше?

Александра Митлянская: Они меня не сразу заметили, но потом они всё-таки поняли, что я их снимаю. Но они не были агрессивны, довольно доброжелательно подавали мне какие-то знаки.

Алексей Трубецков: Расскажите про проект "Трансмутации". Александра Митлянская: Я вспоминала детство. Это калейдоскоп. Bидеосъемка прямая, без какой-либо компьютерной обработки.

Сергей Петров: Когда Вы работаете, Вы кому-нибудь показываете, советуетесь?

Александра Митлянская: Я не люблю показывать, даже стараюсь не рассказывать, что я снимаю.

Зритель: Чтобы работать с видео необходимо уметь пользоваться какими-то специальными программами.

Александра Митлянская: Да, конечно. Когда я начинала, у меня этой программы не было, и я ездила целый год на телевидение к человеку, который монтировал мне видео за деньги. Были такие ситуации, когда он хотел из лучших побуждений сделать как лучше, по-своему, и обижался, когда видел, что я не оценила его инициативу. И я поняла, что мне нужно самой осваивать монтаж. Я делаю видео с минимальным количеством эффектов, предпочитаю простой монтаж.

Сергей Петров: Сейчас очень популярной становится технология 3D. Сталкивались ли Вы с ней, или обращались к ней?

Александра Митлянская: Мне это не интересно. Мы ведь имеем дело с плоскостью, и искусственно создавать иллюзорную ситуацию смысла не вижу.

Наталья Коптель: Мы благодарим Александру за интересный рассказ, а зрителей за внимание к этой выставке. Будем рады видеть вас на наших последующих выставках.

Наталья Коптель
Фоторепортаж с открытия



При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры