Арбитры прекрасного. Художники и поэты Серебряного века
К 125-летию со дня выхода в свет журнала «Мир искусства»
Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, книги, журналы
Государственный Русский музей
Государственная Третьяковская галерея
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Нижегородский государственный художественный музей
Частная коллекция В.А. Дудакова (Москва)
125 лет назад, в ноябре 1898 года, из петербургской типографии Эдуарда Гоппе вышел первый номер журнала «Мир искусства». Сотрудники редакции и их единомышленники из Москвы основали одноименное выставочное объединение. Оно просуществовало с 1899 по 1903 год, в 1910-м возобновило деятельность и устраивало выставки вплоть до середины 1920-х. Журнал закрылся в 1904 году. Он задумывался как платформа для мастеров, недовольных однообразием художественной жизни России и готовых привнести в нее свежие веяния. Как вспоминал впоследствии А.Н. Бенуа, признанный лидер всей группы, «мы приняли на себя добровольное обязательство следить за тем, что делается и делалось на всей обширной территории подлинного «мира искусства» в современности и в прошлом, знакомить с наиболее яркими и характерными явлениями и бороться со всей “нежитью”».
Эти амбициозные цели были обусловлены самоощущением начинающих художников: они выступали с позиций молодого искусства и именно смелостью идей объясняли свое право не только творить, но и воспитывать вкус публики, как истинные законодатели мод, arbitri elegantiarum. В разные годы в состав «Мира искусства», помимо Бенуа, входили К.А. Сомов, С.Д. Дягилев, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, В.А. Серов, М.В. Добужинский, А.П. Остроумова-Лебедева, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Ф.В. Боткин, И.Я. Билибин, М.А. Врубель, К.Ф. Богаевский, З.Е. Серебрякова, Б.М. Кустодиев, А.Я. Головин, С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов и другие яркие представители культуры Серебряного века. В своих произведениях они стремились отойти от повествовательности и тенденциозности современного им реалистического искусства, передать уникальное авторское видение мира и восприятие красоты.
Новая выставка Радищевского музея раскрывает разные стороны этой ключевой для «мирискусников» эстетической категории. В залах представлены живопись и графика, а также произведения декоративно-прикладного искусства, журналы и книги из коллекций Радищевского музея, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Нижегородского государственного художественного музея и частного собрания В.А. Дудакова (Москва).
Наиболее яркое выражение эстетика «Мира искусства» нашла в творчестве А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакста, А.П. Остроумовой-Лебедевой и М.В. Добужинского. Прекрасное они искали в прошлом.
Знаменитая акварельная серия А.Н. Бенуа «Последние прогулки короля» вдохновлена посещением Версаля в конце 1890-х годов. Показателен выбор темы: это закат эпохи Людовика XIV. Король-Солнце состарился, в сопровождении свиты он бродит по осенним аллеям дворцового парка и в этих унылых прогулках нет и тени былых великолепных празднеств.
Большой популярностью у публики – и российской, и зарубежной – пользовались галантные сценки К.А. Сомова. «Дама у пруда» и «Письмо», исполненные в 1896 году, – одни из первых работ художника в этом жанре.
Увлечение прошлым наложило отпечаток практически на все жанры, в которых работали «мирискусники». Обладатели особенного – «исторического» – зрения, они и в своем времени видели отблески былого. Северная столица завораживала их холодной величественной красотой. Молодая по меркам Киева или Москвы, она претерпела меньшие изменения. Эту первозданность, вневременность Санкт-Петербурга воспевает в многочисленных пейзажах А.П. Остроумова-Лебедева. Ее линогравюра «Вид на Неву» рисует образ дивной фата-морганы, парящей между небом и водой.
В портретном творчестве проявилось виртуозное стилизаторское мастерство «мирискусников». Они объединили свойственный передвижникам психологизм в изображении человека и стилистические приемы живописи XVIII – первой половины XIX века. В их аранжировке жанр звучит торжественно и парадно, но без официоза. На выставке представлены портреты работы Ф.А. Малявина, Б.М. Кустодиева, З.Е. Серебряковой, М.В. Нестерова, Ф.В. Боткина, В.А. Серова.
Любовь к давно минувшему, а также уход от традиционных представлений о красоте сближали «мирискусников» и мастеров иных эстетических ориентиров – Н.К. Рериха, М.А. Врубеля, В.А. Серова. Рериха, который в 1910 году стал председателем возрожденного «Мира искусства», история интересовала не с эстетической точки зрения, как большинство членов группы, а с научной. Его ранняя живопись – это своеобразная художественная реконструкция жизни древних славянских племен.
М.А. Врубель, как и другие участники «Мира искусства», считал целью творчества красоту. Но ретроспективные сценки и стилизации коллег были ему чужды. Его волновала проблема поиска новых средств выразительности, способных убедить зрителя в реальности любого образа, даже фантастического. Содержание картин мастера неотделимо от их формы. Полотно «Муза» и акварель «Демон поверженный», несмотря на небольшие размеры, ярко выражают стиль Врубеля, парадоксально сочетающий графическую четкость силуэтов и живописную раскованность.
Редким для творчества В.А. Серова примером обращения к фольклорной теме является картина «Русалка». Она написана в 1896 году в Домотканове, имении близкого друга автора. Едва различимая в зелени воды фигура девушки превращает реалистическое изображение заросшего пруда в сказочную фантазию на тему родной природы – простой и вместе с тем таящей множество загадок.
Из-за повышенного внимания художников «Мира искусства» к вопросам стиля и пренебрежительного отношения к «злобе дня» консервативно настроенные критики причисляли их к эстетам и декадентам. Однако деятельность объединения с первых дней существования выходила за рамки идеи «искусства для искусства». Важнейшим пунктом их программы было приобщение европейского зрителя к богатствам отечественной культуры. Знаменитые гастроли сначала оперных, а затем и балетных трупп, получившие название «Русские сезоны» Сергея Дягилева (1906-1929), повысили мировой престиж России. Этот успех был бы невозможен без исключительных по своей оригинальности и смелости решений декораций и костюмов, созданных друзьями Дягилева. На выставке экспонируются сценографические опыты А.Я. Головина, И.Я. Билибина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского.
Участники «Мира искусства» мечтали сделать прекрасным все, что окружает человека. Эрудиты и интеллектуалы, они с большим уважением относились к книге – не только как к источнику знаний, но и как к произведению искусства. Одна из их заслуг – расцвет книжной графики в России первых десятилетий XX века. Изначально они оттачивали свое мастерство на страницах журнала «Мир искусства», несколько номеров которого можно увидеть в экспозиции. На страницах этого богато украшенного издания публиковались стихи литераторов того времени.
И художники, и поэты уводили своих зрителей и читателей в далекий и прекрасный мир, куда иногда проникали человеческие страхи и переживания, но рутине и равнодушию в нем места не было. Удивительны параллели между живописью и поэзией рубежного времени – тематические с одной стороны, и стилистические – с другой. Многие стихотворения Д.С. Мережковского, К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, М.А. Кузмина, А.А. Ахматовой, М.А. Волошина словно вдохновлены картинами «мирискусников».
Несмотря на то, что каждый из мастеров «Мира искусства» обладал ярко выраженной индивидуальностью стиля, вместе они вывели универсальную «формулу» красоты: прекрасное создает Художник. Они заботились о процветании отечественного искусства и сохранении культурного наследия – цель, бесспорно, гуманистическая. Невероятная организационная и творческая активность на пути к ее достижению позволила одному из современников назвать «мирискусников» «коллективным гением», а организаторам выставки в Радищевском музее – «арбитрами прекрасного».