Материалы по теме:

  • Загадочный Олег Михайлов

Кто-то из больших художников сказал, что не доверяет единичному мнению, но отношение многих заслуживает доверия. Действительно, по нашим наблюдениям, даже не очень сведущие в искусстве люди чувствуют работу мастера. В отзывах на выставку живописи Олега Михайлова (1947-2003) зрители говорят о высоком уровне его работ, достойных самых престижных галерей мира.

Известно, что произведение искусства есть тайна. Иногда она разгадывается в течение столетий и попытки интерпретаций все же не достигают цели. Ощущение тайны испытываешь на выставке живописи саратовского художника Олега Михайлова. В его небольших работах минимум изображения и кажущееся безграничным пространство. Словно отчеканенные, лаконичные формы хорошо читаются издалека. Однако, попробуйте приблизиться к любой из картин и вы увидите: в ней есть не только макро, но и микромир. Детали проработаны, как в миниатюре. Одно из чудес живописи Олега Михайлова: следов кисти не видно, хотя работал художник, как обычно, кистью, масляной краской. Она дает насыщенный цвет, упругую форму, но по своей природе масляная краска растекается. Олег держит ее в узде. Ему нужен тонкий и четкий контур, важны малейшие изгибы формы. Приходилось ли Вам наблюдать такую тщательность в работе современного живописца, ценящего свободу и широту мазка, экспрессию движения кисти? У Олега – приемы миниатюрной живописи при монументальном ощущении пространства. Так он осознает реальность мира, бесконечного как вширь, так и вглубь. Пространство на картинах – не пустое, оно заряжено энергией. Как достигается энергетическое напряжение? Прежде всего, взаимодействием форм, точно найденными интервалами между ними. Ощущение ритмического интервала, магнетической силы притяжения и отталкивания сродни музыке, оно дается от природы. Энергетическая заряженность – главное средство воздействия, притягивающее к картинам Олега. Ради него он отказывается от всего лишнего. На выставке мы можем наблюдать путь от обычного натурного этюда к царству геометрически ясных форм. Мы осознаем возможности, которые дает художнику этот язык, способный проявить характер личности, в данном случае, целеустремленной, сильной, глубокой. Картины отражают взгляд на окружающее современного человека, выросшего в условиях искусственной городской среды.

Хочется понять, откуда явился в Саратове такой необычный и замечательный художник? Некоторый ответ дает биография Олега. Он – саратовец, но профессиональную школу получил в Киевском художественно-промышленном училище. Эстетика чертежа с его лаконизмом и точностью могла быть усвоена именно там. Продолжение образования в Рижской академии художеств расширило кругозор будущего живописца. Изящество и точность изображения, ощущение мира, как космоса говорит о том, что ему было не чуждо классическое искусство Китая и Японии.

Все вместе соединил талант Олега Михайлова.

Его творчество захватывает 1970-1990-е годы, художника не стало в 2003 году. В своих картинах он предвосхитил эпоху цифровых технологий, влияющую на психологию современного человека. В его картинах чувствуется стремление осознать мир как закономерность, где простые элементы и сложные формы составляют единство. Искусство Олега Михайлова дает зрителю не только чувство душевного подъёма, но и внутреннего равновесия. Может быть, творческое воображение художника волновала тайна сотворения мира? На выставке мы становимся невольными участниками постижения этой тайны.

Л. Красноперова. Радищевский музей.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений