Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Запечатлённая к отечеству любовь. История одного экспоната. Цикл «Книжные сокровища»

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

Все материалы рубрики
«Книжные сокровища»

…Царство русское не рушится врагами,
Доколь ограждено столь верными сынами!
Крюковский

В залах Энгельсской картинной галереи в настоящее время завершает свою работу выставка «Отчизны верные сыны». Представленные в её экспозиции редкие книги, графические произведения и предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Радищевского музея отражают события Отечественной войны 1812 года и военной кампании 1813–1815 годов. Среди множества экспонатов, каждый из которых имеет свою историю и заслуживает отдельного рассказа, представлен один из томов издания «Деяния российских полководцев и генералов, ознаменовавших себя в достопамятную войну с Францией, в 1812,1813,1814 и 1815 годах, с кратким начертанием всей их службы, с самого начала вступления в оную». Эта книга (в 4-х частях) была выпущена в 1822 году в Санкт-Петербургской типографии Карла Крайя (1773–1832) ровно 200 лет назад.

И уже целое столетие несколько экземпляров этого издания хранится в книжной коллекции Радищевского музея. В 1921 году из саратовской Музейной Секции при распределении национализированных библиотек было передано, в числе многих других, шесть томов книги. Внешне они сильно отличаются друг от друга.

Как выяснилось, пять хорошо сохранившихся томов ранее принадлежали балаковскому купцу П.М. Мальцеву (1856–1919), настоящему ценителю редкой книги. Четыре тома одеты в полукожаные владельческие переплёты с картонными крышками, оклеенными красно-коричневой «мраморной» бумагой, и кожаными корешками с тиснёнными золотом заглавиями и номерами частей книг. Ещё два экземпляра томов (в которых соединены III и IV части) также из его библиотеки, отличаются более скромным внешним оформлением. Вероятно, они были переплетены прежними владельцами, о которых свидетельствуют чернильные надписи. На форзаце одного из них каллиграфическим почерком выведено: «Николай Игнатьевич Сорокин». На страницах другого тома имеются владельческие надписи: «Принадлежит учителю Павлу Егорову» и «Сея книга принадлежит Александре Кротовой(?)». Их личности установить не удалось.

Кроме того, в 1923 году из Саратовского Губмузея в библиотеку Радищевского музея поступил ещё один том с переплетёнными в нём I и II частями, прежний владелец которого неизвестен.

Таким образом, в коллекции музея хранится 8 книг, из которых все, кроме четырёх томов из библиотеки П.М. Мальцева, разрозненные. В некоторых томах сохранена издательская обложка с орнаментальной рамкой. Кроме названия книги, она включает в себя: гравированную виньетку с изображением военных атрибутов: шлема, щита, копий и стрел; выходные данные, включая имя петербургского издателя и книгопродавца Ивана Заикина.

Автор книги не указан, в конце предисловия стоит его подпись в виде монограммы: «С.У.». Это Семён Иванович Ушаков (1789–?), российский писатель, лингвист, правовед. Из его сочинений известны выпущенные в Санкт-Петербурге в первой половине XIX века книги по отечественной истории, делопроизводству, азбука для обучения французскому языку, детская энциклопедия.

Носитель знаменитой фамилии известен тем, что после полученного образования в Императорской академии наук с семнадцатилетнего возраста занимал различные государственные должности. С 1810 по 1834 годы служил юнкером-кандидатом в высшем училище правоведения, затем коллежским регистратором, помощником секретаря и переводчика в главном правлении мануфактур министерства внутренней торговли. После того, как в 1827 году его произвели в коллежские асессоры, С.И. Ушаков был назначен чиновником особых поручений при управляющем военным министерством. В 1830–1840 годы в чине действительного статского советника состоял при военном министре по особым поручениям и вице-директором департамента военных поселений.

При описании военных биографий полководцев, прославившихся в период русско-французских войн 1812–1815 годов, Ушаков обращался к отечественным и зарубежным историческим источникам, о чём он сообщает в предисловии книги. Кроме того, он просит читателей при обнаружении «некоторых недостатков и погрешностей» сообщать об этом автору, планирующему написать дополнительные части с исправлениями.

Своё сочинение он предваряет так: «История всех веков и народов едва ли представляет другой пример столь неимоверных политических происшествий, каковые случились в наше время, в последнюю войну с Францией. Рассматривая, с одной стороны, необыкновенное нашествие Наполеона Бонапарта, твёрдо положившего в уме своем разорить Россию, с другой, кротость и великодушие благословенного монарха Севера, искупившего кровью сынов своих свободу и мир целой Европы, нельзя не сознаться, что священная брань 1812, 1813, 1814 и 1815 годов есть чудный феномен, коему, к вечной славе россиян, не перестанут удивляться как современники, так и отдаленнейшее потомство».

На самом деле, эта книга пользовалась большой популярностью среди читателей многих поколений. Описанные в ней примеры мужества, стойкости и героизма вызывали ещё больший интерес соотечественников к российской военной истории. Биографии военачальников, написанные немного высокопарным слогом, с использованием поэтических строк, дополнены короткими, порою, забавными историями из военно-бытовой жизни. К примеру, автор описывает множество ситуаций, показывающих человеческие качества главнокомандующего М.И. Кутузова, который постоянно проявлял заботу о солдатах, был с ними на равных. Спал на соломе, питался скромно, приговаривая «хлеб да вода – солдатская еда», и всегда следил, чтобы у рядового состава еда была «сколь можно лучшая». Приводя цитату: «… я ни на шаг не отойду от тех, с которыми должен умереть за отечество!», Ушаков комментирует: «Какое чувство долженствовал возбудить в воинах таковой отзыв всеми любимого полководца?» («Деяния…». Т. I, С. 113).

О всеобщей любви мирного населения к атаману Донского войска М.И. Платову, в честь которого в Англии даже был назван корабль, в XIX столетии был популярен рассказ С.И. Ушакова: «…женщины носили его портрет на груди, некоторые знатные англичанки приглашали его крестить детей, и даже доставали на память его седые волосы» («Деяния…». Т. II, С. 78).

Такие авторские «лирические отступления» наиболее полно раскрывают характерные черты героев наполеоновских войн, ещё более окружая их ореолом славы, вселяя всенародную любовь. Немалую роль в популярности книги сыграли и гравированные портреты прославленных военачальников, которые помещены на отдельных листах в начале каждой главы.

Важно отметить, что в принадлежащем ранее П.М. Мальцеву музейном экземпляре книги, портреты утрачены, за исключением четвёртого тома, содержащего гравюры. Увидеть многие из них позволяют тома других экземпляров издания.

В списке иллюстраций, который имеется в каждом томе, значатся имена: М.И. Голенищева-Кутузова, М.Б. Барклая-де-Толли, Л.Л. Беннигсена, П.И. Багратиона, А.П. Тормасова (ч. 1); М.И. Платова, П.Х. Витгенштейна, М.А. Милорадовича, Ф.В. Сакена, Ф.П. Уварова, Д.В. Голицына, Ф.Ф. Винценгероде (ч. 2); Д.С. Дохтурова, Н.Н. Раевского, П.П. Коновницына, А.И. Остермана-Толстого, К.Ф. Багговута, А.И. Чернышёва, П.А. Строганова (ч. 3); А.П. Ермолова, М.С. Воронцова, Э.Ф. Сен-При, В.В. Орлова-Денисова, Я.П. Кульнева, А.И. Кутайсова, Я.А. Потемкина, Н.М. Сипягина, Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина (ч. 4).

Единственная иллюстрация, не вошедшая в список, – это портрет Александра I со знаком императорского ордена Святого апостола Андрея Первозванного на андреевской ленте, с орденской звездой и орденом Святого Георгия, высокой наградой, учреждённой Екатериной II ещё в 1769 году. Гравированный портрет российского императора работы английского художника Джона Аткинсона (1775–1829) украшает фронтиспис первого тома. Портрет, как и расположенная под ним композиция с изображением Александра I, подающего лилию преклонённой перед ним женщине (аллегория Парижа) и подписи: «Побеждая Благотворит», «1814 Года. 19 Марта. За зло Москве, добром Парижу» задают особый торжественно-патриотический тон всему сочинению. Та же роль отведена и сюжетной виньетке, которую можно видеть на иллюстрированном авантитуле, сохранившемся в некоторых томах. На ней представлены фигуры священника, воздевшего руки ко «всевидящему оку», воина и ратника, указывающих на императорскую корону и развёрнутый свиток с надписью: «За Веру, Царя и Отечество. 1812».

В целом книга С. Ушакова «Деяния…» включает в себя 32 поясных гравированных портрета в овалах с подписями имён и званий военачальников. Авторы гравюр, исполненных пунктиром и резцом, не указаны. Многотомное издание Д.А. Ровинского «Подробный словарь русских гравированных портретов» (Т. 1–4 СПб., 1886–1889), позволило установить, чьи графические работы вошли в это иллюстрированное издание. Среди них знаменитые отечественные мастера: выпускники и преподаватели Академии художеств А.Г. Ухтомский (1771–1852) и И.В. Ческий (1777–1848); менее известные гравёры: С. Баскаков (подмастерье при Московской Синодальной типографии), А.А. Осипов (1770–1850) и его ученики Ф. Алексеев, А. Афанасьев, служившие у московского типографа и коллекционера П.И. Бекетова. Кроме того, иллюстрации книги знакомят с именами иностранных портретистов. Это английский гравер Дюбург, итальянский мастер К. Лазинио (1775–?) и немецкий график К. Зенф (1770–?). Шесть гравюр, среди которых портреты М.И. Кутузова, М.С. Воронцова, Ф.В. Остен-Сакена исполнил итальянский гравёр С. Карделли, работавший в Санкт-Петербурге с 1798 года.

В результате изучения этого иллюстрированного издания выяснилось, что многие гравюры – повторения иллюстраций из более ранних исторических сочинений, посвящённых наполеоновским войнам 1812–1815 годов. Так, в книгу вошло двенадцать изображений российских героев, портреты которых исполнил мастер итальянского происхождения Ф. Вендрамини (1780–1856) по оригиналам Ф. Феррьера (?), Ж-Б. Изабе (1767–1855), Л. де Сент-Обена, рисовавших с натуры участников войны 1812–1814 годов для его издания «Галерея гравированных портретов полководцев 1812 года» (СПб.,1813).

Эти и многие другие гравюры, вошедшие в книгу «Деяния…», послужили основами для созданной английским художником Г. Дау (1781–1829) знаменитой Военной галереи Зимнего дворца, а также для иллюстраций в различных изданиях, выходивших в свет позже. Некоторые иллюстрации из книги Ушакова повторяют листы из «Альбома гравированных портретов некоторых русских и иностранных полководцев, участвовавших в войне 1812 года», который был подарен музею в 1889 году Г.П. Горской, и ныне хранится в фонде графики.

Известно, что наиболее популярные портреты героев наполеоновских войн 1812–1815 годов в разных вариациях использовались для медалей и медальонов, наклеивались на табакерки, ими украшали интерьеры – известны случаи, когда из книг извлекали гравированные листы для оформления их в паспарту и рамы. Вполне вероятно, что и гравюры из нескольких томов, ранее принадлежавших П.М. Мальцеву, изначально не были переплетены именно с этой целью.

Несомненно, эта книга, давно ставшая библиографической редкостью, имеет большое историко-художественное значение. Гравированные портреты, запечатлевшие образы защитников отечества периода наполеоновских войн, служат не только ценными материалами для изучения российской военной истории и военного костюма, они являются примерами гравировального искусства XIX века, а также замечательными экспонатами для выставок. Это иллюстрированное издание было представлено и на выставке «Напрасно ждал Наполеон», подготовленной, в числе других («Гроза Двенадцатого года», «Верные долгу и чести»), к 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Кроме того, рассказы о жизни и подвигах российских генералов, составленные С.И. Ушаковым в духе популярных в 20-е годы XIX столетия жизнеописаний, воссоздают образ эпохи и до сих пор служат примером мужества и героизма, вселяя в сердца потомков гордость за своё отечество.


Комментарии: 1
0
Владимир Белоусов
Спасибо за очень содержательную, интересную информацию. За любовь к своему делу.
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"