Цикл «Мастера Серебряного века» А.И. Савинов «На барке. В старые годы»
Автор: | Яфарова Ирина Ринатовна |
Первый общедоступный музей в России, названный «Радищевским», обязан своим появлением художнику А.П. Боголюбову. Желая «возвысить образовательное дело юношества», он убеждал современников в необходимости распространения художественного образования не только в столице, но и провинции. А потому задумал Радищевский музей как единое целое с рисовальной школой. Замысел Боголюбова оправдал себя в полной мере – к концу XIX – началу XX столетия в Саратове появилась целая плеяда молодых мастеров. В их числе был Александр Иванович Савинов (1881–1942).
Он родился в 1881 году, детские годы провел в большом семейном доме на Троицком взвозе, у самой Волги. С ранних лет будущий художник наблюдал, как с наступлением тепла оживают местные сады, любовался медленно плывущими облаками, окрашенными лучами заходящего солнца в розовый цвет, но особенно радовался появлению протяжных звуков первых пароходов и барок, спешащих к саратовской пристани, смело прорезающих сияющую водную гладь. Постоянная сопричастность жизни природы определила существенные черты живописца – мечтательность, впечатлительность, обостренное чувство прекрасного. И как легко было затеряться, заглохнуть юному таланту в тине провинциальной жизни, если бы не появление Радищевского музея и Боголюбовского рисовального училища, студентом которого Савинов стал в 1897 году.
Успехи, проявленные в учебе, позволили надеяться на дальнейшее поступление в Академию художеств. В конечном итоге желаемое осуществилось. В 1901 году живописец переехал в Петербург, но никогда не порывал с родным городом. Было и еще одно важное обстоятельство, навсегда связавшее Савинова с Саратовом: здесь он познакомился с В.Э. Борисовым-Мусатовым. Новаторские идеи земляка – лидера «саратовской школы живописи» – оказали на него огромное воздействие. Не без влияния старшего товарища в картинах Савинова 1900–1910-х годов появляются женские образы – мечтательные и несколько отстраненные, словно бы принадлежащие иной эпохе; их неизменный атрибут – красочная шаль, мягко окутывающая плечи, защищающая от всех невзгод.
О чем задумалась прелестная девушка – героиня картины Савинова «На барке. В старые годы»? Быть может, ей видятся стены старинной усадьбы с тяжелой лепниной, просторные комнаты, украшенные многочисленными портретами, резная мебель на золоченых ножках, чуть истертый паркет, по которому она тихо ступает, вслушиваясь в трепетные звуки романса; мысли уносят ее далеко, в иное время и пространство.
Савинов намеренно избегает сюжетной определенности, оставляет возможность поразмышлять над взаимоотношениями героев, вообразить их дальнейший путь. Разворачивая барку на зрителя, располагая персонажей у нижнего края полотна, он позволяет каждому из нас стать соучастником изображенной сцены, отправиться в неспешное путешествие по волжским просторам.
Картина поражает изысканной цветовой гаммой, свободной манерой письма, акцентированно-живописным восприятием природы. Вместе с тем, особая поэтичность образов, их музыкальность и метафоричность свидетельствуют о символистских тенденциях в творчестве автора.
Рассуждая о наследии мастера, его сын, живописец Г.А. Савинов, справедливо замечал: «Стремление к большой, монументальной форме было главным стремлением художника, но в своей работе он не мог пройти мимо всей красоты мира». Отрадно, что именно саратовская земля дала России столь оригинального и, несомненно, талантливого автора.