Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Музейный детектив: о чём рассказывает пивная кружка

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Музейный детектив: о чём рассказывает пивная кружка
Дата мероприятия:  30.08.2022  —  25.09.2022

Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и каза­лась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужно­го качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.

Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.

ФЛЯЖКА со Святым Губертом. Германия, Вестервальд. После 1871 – нач. 1880-х. Каменная масса, соляная глазурь, рельеф, роспись кобальтом. В. 35,5 П-523

Форма сосуда сочетает элементы плоской фляжки (походного предмета странствующих рыцарей и охотников) и разливного кувшина.

На одной из сторон – изображение Св. Гу́берта (лат. Hubertus, епископа Льежского (ум. в 727 году), считавшегося покровителем охотников. Его житие – типичная история обращения грешника. Губерт происходил из знатной семьи, привилегией знати была охота, которую он любил. От нее не могла удержать даже Страстная Пятница. В этот день ему явился олень с крестом в рогах – главный атрибут этого cвятого.

На другой стороне кувшина изображен фантазийный герб с инициалами «A.L.B» и рыцарским шлемом в центре. На личных походных вещах рыцаря такие инициалы обозначали имя владельца, а немец XIX века, на столе которого стоял подобный кувшин, ощущал себя наследником традиций и защитником родины.

На шлеме – орел, держащий в клюве крест. Одноглавый орел был символом Германии (Священной империи) в XII – XV веках. Он вернулся в этом качестве только в 1871 году, когда в результате объединения немецких земель возникла Германская империя. Крест должен напоминать о «священной», т. е. христианской истории, наследницей которой стала объединенная Германия, а также о традиционной благочестивости немцев; в связи со шлемом и гербом – о их роли в деле освобождения Гроба Господня в эпоху крестовых походов. В нижней части герба, под шлемом мы видим дом, в его окнах горит свет, на крыше – голубь, символ домашнего очага

Таким образом, фантазийный герб на кувшине отражает иерархию ценностей жителя Германии эпохи историзма: орел как символ немецкой империи, единой немецкой нации напоминает, что служение государству должно быть в глазах немца высшим долгом, а за которым следует дом, семья и семейное служение. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры