Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Музейный детектив: о чём рассказывает пивная кружка

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Германия, Вестервальд. Конец XIX - начало XX века. Кувшин со звездой Каменная масса, соляная глазурь, роспись кобальтом и марганцем
28.07.2022  —  28.08.2022

Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и каза­лась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужно­го качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.

Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.

Форма кувшина с шарообразным туловом и широким, слегка расширяющимся снизу-вверх горлышком – так называемый «пузатый» (Ваuchkrug – кувшин с животом), такая же древняя, как само гончарное дело.

Крупной розеткой в виде звезды (солнца) и растительным орнаментом керамические сосуды стали украшаться XVI веке. Однако наполнение розетки: крест, герб, корона, знамя, сердце, рыцарский шлем и щит отражают национальную идею, «под знаменем» которой проходит эпоха историзма в Германии, ставшую единым государством только в 1871 году. На щите, слева – крест, под ним – три сердца (отсыл к победам крестоносцам, напоминающий о великом прошлом), справа – отражение славного настоящего: геральдический лев – традиционный символ власти, под ним – изображение орла, также символа власти и государства, близкое изображению на гербе Германской империи 1871–1918 годов. Данная модель изготавливалась с начала 1870-е, т. е. оставалась в ходу 30 лет, что свидетельствует о её востребованности.

В стилистике кувшина сочетаются элементы готики, ренессанса, барокко. Общее восприятие определяет ренессанс, с характерной для него четкой конструкцией, элементами декора – розеткой «солнце», параллельными профилирующими полосками на горлышке и ножке. Растительный узор, свободно расположенный по поверхности предмета, заимствован у барокко. Дополняет оформление готический трилистник внутри каждого треугольного солнечного «лучика» и мерцающие язычки пламени вокруг них – прием «пламенеющей» готики. Сочетание элементов этих стилей ассоциируются у керамистов XIX века с представлением о «старонемецком стиле». Таким образом, национальная идея на кувшине выражается также через стилистические особенности формы и декора. Художественными достоинствами предмета являются эстетически выдержанная сочлененность различных стилевых элементов и свойственная ренессансу лаконичность.

Кувшин поступил при национализации саратовских коллекций в 1919 году, имя прежнего владельца неизвестно. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"