Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Культовая деревянная скульптура XVIII–XIX веков в собрании Радищевского музея»

Автор:  Богатырева Ольга Анатольевна

  • Выставка «Культовая деревянная скульптура XVIII–XIX веков в собрании Радищевского музея»
Дата мероприятия:  30.06.2022  —  28.08.2022
Стоимость билета:  100 – 200 руб.

В историческом корпусе Радищевского музея работает выставка «Культовая деревянная скульптура XVIII–XIX веков в собрании Радищевского музея», посвященной произведениям русской религиозной резьбы по дереву.

Выставка представит около 50 музейных памятников, датированных XVII – XIX веками. Особенность этого проекта определяется составом экспозиции, куда войдут уникальные произведения церковной скульптуры, изготовленной в народной среде на территории Саратовской губернии в XVIII–XIX веках, а также паломнические изделия древнейших отечественных художественных центров – резные на дереве и живописные иконы.

Издревле Россия славилась мастерами по художественной обработке дерева. Одним из направлений творческих устремлений народных умельцев стала религиозная скульптура. Русская деревянная скульптура – это удивительное и уникальное национальное наследие. Она является одним из любопытнейших явлений русского народного искусства. По праву, ее считают «прямой и единственной наследницей древнерусской пластики». В крупных музеях России до нашего времени сохранились бесценные памятники, датируемые XIV–XVIII веками, дающие широкое представление о своеобразии развития этого вида творчества в разных культурных центрах Древней Руси – Москве, Новгороде, Ростове Великом, на Русском Севере.

В Новое время деревянная храмовая скульптура появилась в других землях России, в том числе в Саратовской губернии. С XVIII столетия началась активная колонизация края, сопровождающаяся насильственным закрепощением и обращением в православную веру нерусских народностей (мордвы, чувашей, татар), заселявших северные лесистые территории. Первые, построенные для новообращенных верующих, церкви заполнялись скульптурой. Ее своеобразие заключалось в необыкновенном переплетении и слиянии языческих представлений народа о мире с принципами новой, христианской веры.

Начиная с 1722 года, указами Священного Синода изготовление деревянной скульптуры неоднократно запрещалось, поскольку «…резные и истесанные, издолбленные, изваянные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепию противны…».

Однако вдалеке от столиц в глухой провинции, в Саратовском крае, храмовая скульптура – яркий пример народной региональной резьбы в XVIII–XIX веках – была спасена и сохранена. В 1974 году эта ценная коллекция, происходящая из района, расположенного на территории Саратовской губернии (в настоящее время часть земель отошла Пензенской области) поступила в собрание Радищевского музея. Значимая часть этого наследия представлена на выставке.

Ее главной особенностью является воплощение одного евангельского сюжета – образа Иисуса Христа в последние часы перед распятием, называемого часто «Христос в темнице» или «Спас Полунощный». Эта иконография пришла в русскую православную традицию из западноевропейского средневекового религиозного искусства. В то же время, проживающие на обширной северной территории Саратовской губернии этнические группы людей, обращенные в XVIII веке христианство, воплотили в резных фигурах свое представление образа Спаса, зачастую «списанного» мастерами с односельчан.

К числу редких памятников русского резного искусства принадлежит представленная фигура римского воина из частично сохранившейся скульптурной композиции «Возложение тернового венца». Воплощение в религиозном искусстве сцен поругания Иисуса Христа перед казнью более характерно для западноевропейской иконографии, однако отдельные сюжеты проникли и в восточную традицию. Тема страданий Христа на кресте нашла воплощение и в поздней народной деревянной скульптуре «Распятие».

Все представленные на выставке произведения уникальны и самобытны. Несмотря на сходство, каждое из них обладает ярко выраженной индивидуальностью и дает представление не только о заложенной традиции русской культовой резьбы в Саратовском крае, но и творческих устремлениях мастеров-резчиков.

Помимо скульптуры неотъемлемой частью русской православной культуры является деревянная мелкая резная пластика. Искусство миниатюрной резьбы по дереву пришло на Русь вместе с христианством из Византии. В России в XVIII–XIX веках, как и скульптура, резные иконы или «образы на рези», подвергались гонениям со стороны официальной церкви. Однако в народе они необычайно почитались и являли собой излюбленные формы паломнических духовных сувениров.

На выставке можно увидеть традиционные изделия двух крупных художественных центров – Киево-Печерской лавры и Троице-Сергиевой лавры. Каждая из обителей имела круг излюбленных образов и на протяжении нескольких столетий выработала ряд оригинальных иконографий, которые воплощались в разных техниках – резьбой по дереву или в иконе. В Киево-Печерской лавре сложился круг почитаемых святых, возглавляемый легендарными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. На выставке образы святых представлены в парных резных иконах и в живописной композиции, получившей название «Собор Киево-Печерских преподобных отцов». Образ преподобного Сергия Радонежского – одного из наиболее чтимых святых русской земли, становится заглавной темой искусных мастерских Троице-Сергиева монастыря. На выставке он представлен как в персональных резных и живописных иконах, так и в широко популярной иконографии «Явление Пресвятой Богородицы святому преподобному Сергию Радонежскому», иллюстрирующей одно из заглавных чудес отечественного христианства. Каждое произведение, созданное мастерами прославленных обителей, поражает сюжетным многообразием, смелостью авторского воображения, филигранностью исполнения при строгой приверженности древним традициям.

Выставка помогает зрителю составить представление об истории и характере русской религиозной скульптуры и резной миниатюры разных регионов России.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры