Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Выставка. Старообрядческая икона святой преподобной Марии Египетской. Начало XIX века. Саратовская губерния. Цикл «Неслучайные связи»

Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

  • Выставка. Старообрядческая икона святой преподобной Марии Египетской.  Начало XIX века. Саратовская губерния. Цикл «Неслучайные связи»
27.05.2022  —  27.06.2022

«Приимши бо крест, последовала еси Христу…»

В произведениях поздней русской иконописи тонко переплетены религиозные верования, традиции и влияние авторских эстетических предпочтений, что делает их одновременно памятниками художественной культуры и отечественной истории. Икона из Радищевского музея приоткрывает нам особенности почитания святой Марии Египетской († 522) и осмысления ее образа в кругу ревнителей древнего благочестия.

Первое житие преподобной было написано патриархом Иерусалимским Софронием (около 560–638). В нем автор противопоставлял глубину ее падения удивительной силе покаяния и самоотречения – жизни полной лишений в безлюдной и бесплодной пустыне. Церковное почитание Марии Египетской установилось со второй половины Х века. В православии одно из богослужений Великого поста получило название «Мариино стояние». Особенно величественно оно проходит у старообрядцев, которые во время семичасовой непрерывной молитвы совершают около тысячи земных поклонов. Ревнители древнего благочестия ценили способность человека к духовному возрождению. Кроме того, ветхозаветный мотив «ухода в пустыню» из «прелестного мира», в котором воцарился антихрист, становится одной из важных тем старообрядческого искусства.

На Руси почитание преподобной возрастает в XVII веке, так как она считалась патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской (1624–1669) – супруги царя Алексея Михайловича (1629–1676). В этом столетии складываются основные принципы персональных и житийных икон преподобной Марии, которые использовались и в старообрядческой культуре. Одновременно стилистические особенности образа святой из Радищевского музея указывает на ее связи с иконописными традициями саратовской земли.

Композиция памятника состоит из трех частей. Образ Спаса Нерукотворного в оглавье иконы указывает на принадлежность иконописца или заказчика к беспоповскому согласию. На полях размещены избранные святые, что также было обыкновением старообрядческой иконы, стремившейся соединить в одном памятнике ряд необходимых образов. В верхнем ряду (слева и справа) мы видим святых Косму и Дамиана Асийских (III – начало IV века), врачевателей и чудотворцев. В нижнем ряду находятся, скорее всего, тезоименные заказчикам святые – персоны ангельского чина и подвижнической жизни: преподобный Иоанн Египетский, пустынник (IV век) и преподобная Евдокия Илиопольская (98–117), игуменья и мученица.

В среднике иконы на свободном пейзажном фоне вне хронологического порядка изображены самые значимые сцены предания о Марии Египетской. Первой (слева направо) представлена вторая встреча святого Зосимы Палестинского (460–560) с Марией, во время которой он причастил ее Святых Таин. Вторая сцена показывает первую встречу Зосимы со святой, во время которой он ей, обнаженной, отдает свою мантию. Третья встреча изображена по нижнему краю средника: Зосима склонился над усопшей Марией, оплакивая ее; из-за его спины выглядывает лев, который пришел вырыть могилу.

Расположение фигур на иконе, казалось бы, лишенное логической последовательности, создает гармоническое композиционное равновесие. Фигуры хорошего рисунка: с большим изяществом автор изображает нагую Марию, что не всегда удавалось иконописцам. Не менее примечателен живописный строй иконы: яркий и холодный он составлен из темно-синих, голубых, малиновых и розовых оттенков.

Особое место в колористическом решении произведения занимает изображение «пустыни» в виде заснеженного леса. В поздней старообрядческой иконе и духовных стихах спасительным пространством становится лес. Все произведение словно пронизано свечением – многочисленные сложные складки одеяний подчеркнуты твореным золотом, серебром оттенены лики святых и обозначены снежные переливы. Образ запоминается своими светлыми спокойными интонациями и именем святой Марии Египетской несет утешение отчаявшимся грешникам.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"