Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Цикл «Пивная кружка как наглядная проповедь». Кувшин со сценами охоты на кабана Германия, Вестервальд. Вт. пол. XVII - перв. пол. XVIII века

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Цикл «Пивная кружка  как наглядная проповедь». Кувшин со сценами охоты на кабана Германия, Вестервальд. Вт. пол. XVII - перв. пол. XVIII века
Дата мероприятия:  12.04.2022  —  04.05.2022

Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и каза­лась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужно­го качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.

Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.

Кувшин со сценами охоты на кабана

Германия, Вестервальд. Вт. пол. XVII - перв. пол. XVIII века

Каменная масса, соляная глазурь, рельеф, роспись кобальтом и марганцем. С оловянной крышкой. Инв. П-517

Форма «пузатого» кувшина (так назвались кувшины с узким горлышком, в отличие от «грушевидных», с более широким, плавно переходящим в тулово) такая же древняя, как само гончарное дело. Однако расписной декорированный «пузатый» кувшин входит в обиход в Германии только с середины XVII века. Особенно широкое распространение он получает в конце столетия, после 1670 года.

Сцены охоты, любимого развлечения знати, в XVII веке становятся очень популярными. Они изображаются не только на картинах, рисунках и гравюрах, но и на различных предметах декоративно-прикладного искусства – шпалерах, мебели, посуде.

Кувшин, один из самых ранних в музейном собрании, изготовлен старинным методом свободного вращения на гончарном круге, рельефное изображение нанесено с помощью матриц (печатных форм). Вся поверхность его тулова разделена на одиннадцать вертикальных полей cо стилизованными сценами охоты. В верхней части – мужская фигура в профиль, трубящая в охотничий рог. У ног охотника – большая птица, видимо, сокол, еще ниже – фигура бегущего кабана. В центре поля гончар изобразил картуш со стоящей у дерева мужской фигурой, а внизу под ним еще одно изображение кабана. Все действие происходит на фоне условного пейзажа. Так как сценки в разных полях не являются абсолютно идентичными, очевидно, что гончар использовал несколько матриц.

Аналогичные кувшины производились преимущественно на рубеже XVII – XVIII веков на северо-западе Германии, в регионе Вестервальд.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры