Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

«Мне нравится серебро в живописи». Выставка Александра Котова

Автор:  Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом

  • «Мне нравится серебро в живописи». Выставка Александра Котова
23.12.2021  —  06.02.2022
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55
Стоимость билета:  50 руб.

Выставка произведений Александра Петровича Котова посвящена юбилею художника. В прошлом году ему исполнилось восемьдесят лет. В это трудно поверить, так много в нём молодости, интереса и любви к жизни. Открытый всем, обладающий даром формировать вокруг себя очень тёплое, душевное пространство, он создаёт его в искусстве, наполняя картины солнцем и светлой радостью.

Художник родился в 1940 году в селе Междуречье Саратовской области. Ещё маленьким, очень любил рисовать. Рассказывал, что в детстве, отец возил его на лошади за двадцать пять километров в районный центр, показать, как работают художники. После седьмого класса решил поступать в Саратовское художественное училище. С первого раза не получилось, не хватило подготовки. Тогда он пошёл в школу киномехаников, закончив, вернулся в село, работал в Доме культуры, затем отслужил в армии, и, наконец, в 1963 году был зачислен в училище.

С большой благодарностью Александр Котов вспоминает своего учителя – Владимира Белоновича. «В его живописи было серебро, много серебра – мне очень нравилось». Уроки и восприятие искусства наставника оставили большой след. И в дальнейшем, это удивительное «серебро», та самая приглушённая, изысканная серо-голубая гамма, составляющая колористическую особенность саратовской живописной школы, станет одной из основных и в искусстве художника.

После окончания училища, «с головой» уйти в творчество не удалось. Сначала он работал художником в кинотеатре, затем, в течение двадцати лет (1980-2000) руководил изостудиями. Студийцы долго не отпускали любимого педагога, многие из них, получив творческий импульс, наперекор родителям, поступали в художественное училище.

С 2000-х годов А. Котов уходит из сферы преподавания: времени для занятия искусством становится больше. С ранней весны и до поздней осени он уезжает на дачу, в Расловку, и пишет, пишет, пишет.

На выставке, по сути являющейся ретроспективной, представлены работы мастера, начиная с 1970-х годов до настоящего времени. Это пейзажи и натюрморты с цветами. Именно в этих жанрах в полной мере раскрылся его дар лирического живописца, влюблённого в тихую красоту саратовской природы.

Художник всегда пишет любимые, родные места, отталкиваясь от натурных впечатлений, которые впоследствии преображаются, достигая поэтической обобщённости образа природы.

Мастерство и тонкое колористическое дарование Александра Котова со всей очевидностью проявились уже в самой ранней из представленных в экспозиции работ – «Пруд на Молочке» (1976). Плавность и мягкость ритма, изысканная, приглушённая «серебристая» цветовая гамма, позволяют говорить о преемственности пейзажной традиции саратовской живописной школы, вызывая в памяти произведения Петра Уткина, раннего Бориса Миловидова, Фёдора Белоусова и, конечно, учителя художника, Владимира Белоновича.

Эта линия пленэрно-импрессионистического и одновременно декоративного пейзажа прослеживается на протяжении всего творческого пути мастера. Александр Котов словно намеренно выбирает «непарадные» мотивы, переходные состояния природы, чтобы продемонстрировать всё богатство цветовых нюансов. Работы «Дорога на родник» (1996), «Дом Валеры Пустошкина» (2004), «Серебристые тополя» (2001) и другие, характеризуются мягким светом, утончённой сдержанностью палитры, благородством матовых серо-голубых тонов. Текучая плавность линейного рисунка, найденная мера пластического обобщения ощутимы в картине «Ветла нарядилась». В разбелённой бежево-розовой и зеленовато-голубой гамме, лёгкими, дробными касаниями кисти, передающими трепет листвы и вибрацию густого летнего воздуха, написана картина «Яблочный Спас», воспринимающаяся как декоративное панно, сотканное из цвета и света.

Однако не все работы художника построены на мягком, приглушённом цветовом решении. Колористический диапазон его пейзажных мотивов достаточно широк от изысканной серебристой зелени трав и деревьев, выбеленных горячим летним солнцем – до ярких цветовых сочетаний желтого, зеленого и ультрамарина. Не менее эмоционально и колористически насыщенны и натюрморты: они, как и пейзажи не просто фиксируют видимое глазу, но воплощают состояния души художника.

Однажды Александру Петровичу сказали: «Вам надо на лето куда-то съездить, поменяйте место, попишите что-то другое». На что он ответил: «Да ты обернись, вот куст винограда, посмотри какая красота! …главное увидеть».

Жизнь – как дар, жизнь – как чудо. Не так ли и воспринимает её художник, умеющий видеть красоту в каждом цветке, каждом мгновении, каждом, порой совсем неброском мотиве. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"