Амур. 1785. «Пропавшая картина» Анжелики Кауфман в собрании Радищевского музея Анжелика Кауфман. 1741-1807

  • Анжелика Кауфман. 1741-1807. Амур. 1785 Холст, масло
Дата мероприятия:  21.12.2021  —  23.01.2022

«Великолепной Анжеликой» называли Анжелику Кауфман современники. Член многих Академий Художеств, единственная женщина, удостоенная членства в Королевской Академии в Лондоне, она была, пожалуй, самой признанной в Европе женщиной-художником второй половины XVIII века. Она родилась в Швейцарии, в небольшом городке Куре, где училась живописи под руководством своего отца, профессионального художника. Продолжила образование в Италии, где много копировала произведения старых мастеров. Работала в основном в Риме, а также во Флоренции, Венеции, Лондоне – по заказам высшей знати писала портреты и картины на античные, исторические и литературные сюжеты.

Князь Николай Борисович Юсупов – знаменитый коллекционер, основоположник одного из богатейших собраний в дореволюционной России, был большим поклонником «великолепной Анжелики». Он заказал картину художнице в Риме в 1785 году. Композиция пришлась по вкусу и другим именитым ценителям искусства – в 1790 году в Париже для Марии Терезии, эрцгецогини Австрийской, по ней была выполнена гравюра. После национализации коллекции Юсуповых картина оказалась сначала в Государственном музее изящных искусств (Москва), а в 1933 году была передана в Радищевский музей. С этого времени зарубежные исследователи на протяжении многих десятилетий картину считали пропавшей – о том, что она когда-то существовала, знали только благодаря гравюре. На основе сведений, предоставленным Радищевским музеем, в 1998 году «Амур» опубликован в каталоге Всемирной выставки Кауфман.

Шаловливый бог любви – один из любимых персонажей художницы. Она изображала его и героем отдельной картины, и в качестве персонажа, сопровождающего других героев мифологических и исторических сцен. Возможно, к изображению Амура в виде пухленького, кокетливого мальчика с копной золотистых локонов, прижимающего палец к губам и призывающего зрителя в молчаливые соглядатаи, художница обращается под влиянием итальянских мастеров XVII века. Но ближе всего картине А. Кауфман скульптура француза Э.М. Фальконе «Грозящий Амур» (1757), многократно повторенная в отливках. Поза амурчика, словно на мгновение присевшего на камень, его жест и озорное выражение лица, а также компактность, подчеркнуто скульптурная «собранность» композиции говорят о знакомстве А. Кауфман со скульптурой Э.М. Фальконе. Мы предлагаем посетителям найти Амура Фальконе в постоянной экспозиции музея и самим сравнить эти два произведения.                                 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений