«Шедевры на мольберте». Боголюбов А.П. Вид Саратова с Соколовой горы. 1887-1888

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

  • «Шедевры на мольберте». Боголюбов А.П. Вид Саратова с Соколовой горы. 1887-1888
Дата мероприятия:  26.11.2021  —  19.12.2021

Основатель Радищевского музея профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) принадлежит к числу выдающихся мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века. Его творчество было известно широкому кругу современников в России и Европе. За свою жизнь художник объездил много стран, побывал в Германии, Италии, Швейцарии. Последние двадцать лет жизни А.П. Боголюбов провёл в Париже. Однако он никогда не прерывал связей с родиной. Делом почти всей его жизни стало создание в Саратове Радищевского музея, открытие которого состоялось в 1885 году.

Еще задолго до того, как идея основания провинциального художественного музея приобрела конкретные черты, Боголюбову довелось трижды побывать в Саратове.

Впервые Алексей Петрович Боголюбов посетил Саратов в 1861 году, когда вместе с братом Николаем Петровичем он путешествовал по Волге с целью составления путеводителя «Волга от Твери до Астрахани». «Брат взял литературно-описательную часть, а я – иллюстрацию, – вспоминал он этот вояж, –…. путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком, и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своём отечестве».

Позже А.П. Боголюбову довелось дважды пройти почти тем же волжским маршрутом, сопровождая в ознакомительных поездках по стране наследников русского престола – цесаревичей Николая Александровича (1863) и Александра Александровича (1869). В пути художник делал многочисленные наброски волжских берегов и населённых пунктов, в том числе и акварельные и карандашные зарисовки Саратова и окрестностей.

Кроме графических работ в результате этих двух путешествий были написаны несколько этюдов маслом, изображающих приволжские города – Казань, Кострому, Нижний Новгород. Но Саратова среди них нет. «Тогда я даже не помышлял, что буду впоследствии почётным гражданином этого города и что … мне помогут устроить там музей имени моего деда Александра Николаевича Радищева», – замечал А.П. Боголюбов много лет спустя на страницах своих мемуаров.

В последующие десятилетия художник был занят проблемой организации Радищевского музея. С этой целью он приезжал в Саратов в 1883 и 1885 годах. К сожалению, из-за сильной занятости запечатлеть в красках виды города художник не успел.

Единственным на настоящий момент живописным произведением А.П. Боголюбова, изображающим наш город, является картина «Вид Саратова с Соколовой горы». Она была написана в 1887-1888 годах, в Париже по воспоминаниям об инспекционной поездке в Саратов, связанной с деятельностью недавно открытого в городе Радищевского музея.

Картина представляет панораму правого берега Волги у Саратова. Почти половину пространства полотна занимают бурые глинистые обвалы Соколовой горы. Вдали рисуются неясные очертания города и широкая гладь реки, поверхность которой пересекают парусные суда и паровые буксиры.

В этой работе автор не старался запечатлеть архитектурные особенности Саратова, что неудивительно, поскольку картина создавалась по памяти. Характерные приметы города практически не читаются, не угадываются в обобщённой композиции дальнего плана. Саратов в картине обезличен, уподоблен другим провинциальным центрам. В интерпретации А.П. Боголюбова город предстает не как конкретная топографическая единица, а как органическая составляющая природного мира.

Пейзаж построен на контрастах – тёмные и мрачноватые кручи противопоставляются бескрайнему простору неба и воды. Смелая диагональная композиция картины, контр-ажурное освещение, точно подмеченное автором состояние природы создают ощущение грандиозного масштаба и величия волжских просторов.

В собрание Радищевского музея картина поступила уже после смерти А.П. Боголюбова в 1897 году согласно завещанию автора.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений