Проект «Открытые фонды». «Дар бесценный. Коллекция керамики Англии и Дании XIX – XXI веков. Посвящается памяти Анатолия Николаевича Зизина»

Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна

Дата мероприятия:  02.12.2021  —  31.12.2022

Посвящается памяти Анатолия Николаевича Зизина, коллекционера, щедрого и бескорыстного дарителя, друга Радищевского музея

9 ноября 2020 ушёл из жизни Анатолий Николаевич Зизин.

В конце 2019 года он преподнёс в дар музею 241 произведение английской керамики из своей коллекции. Это самый крупный и значимый дар в собрание музея в наступившем столетии.

Все коллекции формируются по-разному, но в основе каждой – любовь к искусству, истории… Неважно, кем ты был в прошлом и являешься в настоящем, в любом возрасте может состояться встреча с тем единственным прекрасным произведением, благодаря которому человек превращается в увлечённого собирателя. Коллекция – это своеобразный портрет владельца, в котором отображаются его художественные пристрастия, проявляются его эстетические предпочтения. Экономист по образованию, мудрый руководитель, глубоко эрудированный человек с широким кругом интересов, Анатолий Николаевич был покорен строгой элегантностью «Веджвуда». Совершенство произведений из яшмовой керамики этой английской компании захватило, увлекло. Собирание подобных предметов стало глубоким, осмысленным. Приобретённые в России и за рубежом произведения постепенно сложились в большую, цельную, интересную коллекцию.

В 2016 году на основе коллекции Анатолия Николаевича была подготовлена экспозиция выставки «Блистательный Веджвуд и английская керамика XVIII – XIX веков», которая прошла с большим успехом и имела значительный резонанс. В 2017 году предметы из коллекции Зизина участвовали в выставке «Танец. Движение. Ритм» и впервые были подарены музею. В этом же году в память о своей жене, Галине Васильевне Зизиной, и во исполнение её просьбы Анатолий Николаевич передал музею редкие датские вазы производства Королевской фарфоровой мануфактуры и частной фарфоровой мануфактуры Бинга и Грендаля.

В конце 2019 года А.Н. Зизин преподнёс в дар более двухсот произведений своей коллекции, основу которой составляют изделия компании «Веджвуд».

Произведения этой фирмы всегда высоко ценились в России, но по сравнению с изделиями других прославленных европейских керамических производств они достаточно редки в нашей стране. В настоящее время серьёзными собраниями «Веджвуда» обладают только крупные центральные музеи, такие как Государственный Эрмитаж, музей-усадьба «Кусково», Государственный исторический музей. Благодаря дару Анатолия Николаевича Радищевский музей отныне входит в этот ряд.

История компании началась в 1759 году с открытия Джозайей Веджвудом (1730–1795) собственного производства в Берслеме (графство Стаффордшир). Веджвуд очень быстро стал одним из самых успешных керамистов Великобритании. В 1766 году получил право называться «керамистом Её Величества». В 1769 году в партнёрстве с Томасом Бентли открыл знаменитую фабрику «Этрурия» для производства изделий в «античном вкусе». Веджвуд не только уловил возникающие тенденции в стилистических изменениях искусства второй половины XVIII века, но и сам оказал существенное влияние на формирование нового стиля, именуемого в европейских странах неоклассицизмом. Его предпринимательские способности привели к формированию бренда, который существует по сей день и неразрывно связан с понятиями «превосходный вкус» и «английские традиции». Имя Дж. Веджвуда стало нарицательным, а его деятельность, бесспорно, является важным этапом в развитии мирового декоративного искусства.

Большинство предметов, представленных на выставке, выполнено из яшмовой керамической массы (jasperware, jasper), изобретенной Дж. Веджвудом в 1775 году. Техника двухслойной яшмовой массы позволяет создавать произведения с белым рельефом на матовом цветном фоне, которые очень похожи на античные камеи, вырезанные из полудрагоценных камней, в том числе и из природной яшмы.

Преподнесённая в дар коллекция А. Н. Зизина поражает своим богатством и разнообразием форм, типологий изделий, их широким временным диапазоном и высоким качеством.

Настоящим шедевром можно считать вазу, исполненную около 1800 года, с изысканным, тонким рельефным орнаментом «Бегущий антемий», необыкновенно популярным во второй половине XVIII столетия. Диковинками кажутся утратившие в настоящее время свою функциональность подсвечник с колпачком для тушения свечи, ресивер для сбора волос, спичечницы.

Придумывая мотивы декора и форм, художники компании «Веджвуд» обращались к античному наследию. Рельефы часто посвящены мифологическим сюжетам. Большинство из них были разработаны ещё при жизни Дж. Веджвуда прославленными английскими мастерами. Одним из них был Джон Флаксман (1755–1826), знаменитый скульптор, художник и гравёр. К наиболее известным его произведениям, выполненным для компании Веджвуда, можно отнести барельеф «Танцующие оры». Композиция была разработана в 1778 году по античному артефакту II – I вв. до н. э., привезённому в Англию из Палаццо Боргезе. В 1802 году рельеф был обновлён и несколько изменён другим талантливым скульптором-керамистом Уильямом Хэквудом (1753–1836). В коллекции сюжет представлен на плакетке и вазе из чёрной яшмовой массы.

Кроме создания самостоятельных произведений, Хэквуд, как правило, переводил в объём графические эскизы художниц-любительниц сотрудничавших с фирмой Дж. Веждвуда. Сентиментальные темы и манера исполнения, характерная для их творчества, как нельзя более соответствовала духу времени. Кроме того, все они были именитыми персонами, поэтому тиражирование их работ служило рекламой для компании и способствовало продвижению продукции. Самыми известными были Эмма Кру (сотрудничала с компанией с 1778 по 1818) – дочь хозяйки салона вигов Анны Кру, леди Диана Боклерк (1734–1808) – дочь третьего герцога Мальборо, леди Элизабет Тамплтаун (1747–1823) – фрейлина королевы Шарлотты, баронесса.

Умение соединить аристократичность, утилитарность, простоту и изысканность всегда выделяло произведения «Веджвуда» среди других керамических производств. Эти черты можно заметить и в продукции XX–XXI веков. В это время компания, следуя традициям, заложенным основателем – высокое качество, добротность, изящность, неизменно прекрасный вкус и технический прогресс – продолжала выпуск предметов по ранним образцам, а также внедряла новые технологии и формы в производство. Примерами подобного подхода можно считать хьюмидор из трёхцветной яшмовой массы, украшенный «узором из квадратов», а также вазы с контррельефом из серии «Симметрия».

Важным направлением для компании стало изготовление коллекций к юбилейным историческим датам и современным событиям мирового значения. Подобные изделия выпускались ограниченными тиражами. Среди них – плакетка, выпущенная к серебряному юбилею царствования королевы Великобритании Елизаветы II, чайница и медальоны, изготовленные по случаю бракосочетания наследника британского престола принца Уэльского Чарльза и Дианы Фрэнсис Спенсер, тарелки, посвящённые XXI летней Олимпиаде и Независимости США.

Безусловным украшением выставки является копия Портлендской вазы из чёрной и белой яшмовой массы, исполненная в 2008 году при участии ведущего скульптора-орнаменталиста компании Кевина Додда. Первая реплика памятника античного декоративного искусства была выполнена на фабрике «Этрурия» в 1789 году и считалась одним из величайших технологических достижений.

Дополняют экспозицию вазы датского фарфора Королевской мануфактуры и частного производства Бинга и Грендаль, поступившие в музей в память о супруге Анатолия Николаевича Галине Васильевне Зизиной, фотографии, повествующие об истории компании «Веджвуд», а также документы и из архива семьи Зизиных.

В истории Радищевского музея Анатолий Николаевич навсегда останется Дарителем, его имя по праву займёт своё место в славном ряду, который начинается с основателя музея А.П. Боголюбова.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений