Выставка «Морфология образов. Дмитрий Александрович Пригов»
В конце лета в художественной жизни Саратова состоится знаковое событие: 12 августа в Радищевском музее открывается выставка «Морфология образов. Дмитрий Александрович Пригов». Дмитрий Пригов – один из самых известных и значимых представителей современного искусства России, он входит в число основоположников московского концептуализма.
Кто такой Дмитрий Александрович Пригов? Художник, поэт, прозаик, авант-рокер, акционист, перформер, драматург? Пригов – человек или Пригов – персонаж, наряду с десятками других придуманных им персонажей?
Перечисление всех этих идентичностей достаточно бессмысленно, поскольку сам Дмитрий Александрович уже определил себя работником культуры – этим странным советским штампом, с одной стороны, отстраняющим человека от статуса гения, демиурга, творца, а с другой – определяющим его как трудящегося на бескрайнем поле отечественной культуры, и культуры в целом. На первый план здесь выходит труд – как ежедневная, кропотливая, практически нечеловеческая практика, ведь задачи, которые ставил себе ДАП, поистине циклопические – 30000 стихотворений, сотни графических листов и стихограмм, десятки проектов инсталляций, пьес, перформансов. И при этом из всего множества произведений (а их было создано около тридцати четырех тысяч), до зрителя дошли лишь триста-четыреста, а некоторые и вовсе невозможно увидеть или прочитать – ведь отбракованные стихи Дмитрий Александрович запечатывал в «гробики» или перерабатывал в инсталляции, где страницы склеивались, рвались или консервировались – так, поэзия становилась герметичным, непроницаемым для человеческого взгляда произведением визуального искусства.
К кому обращается и на каком языке говорит Дмитрий Александрович Пригов? К советской (а после – пост-советской) действительности? К мировой культуре в целом? К гражданам страны или мертвым гениям? ДАП говорит на языке бытовом, политическом, концептуальном, на языке объявлений и газет, на языке символов и образов. Его язык – современный тогда и современный сейчас, ведь фигура «Милицанера» все так же видна нам с неба, с моря, из-под земли, Малевич повисает черным облаком над пасторальными пейзажами, а в зрачках гигантских глаз, смотрящих на нас со стен, из-за спин и приоткрытых занавесок, простирается бесконечная черная бездна.
ДАП, как паук, плетет ткань этого мира, в котором повседневное и метафизическое оказываются неразрывно связаны, а сквозь швы и щели сквозит космическая чернота. Этот конвейер не остановить, ведь только его постоянной работой обеспечивается стабильность этого хрупкого мира, да и сама жизнь художника. Готов ли он к этой идее? Готов ли – к такой жизни? Всегда готов!
В рамках выставки «Морфология образов. Дмитрий Александрович Пригов», приуроченной к 80-летнему юбилею автора, зрителю предлагается познакомиться с ключевыми направлениями его творчества, разделенными по центральным темам и медиумам:
Слова/Звуки.
Этот раздел представлен стихограммами – авторской формой визуальной поэзии на пишущей машинке, - в них язык советских лозунгов, номенклатуры, классической поэзии, библейских текстов и эстрадных песен динамично двигается по пространству листа, собирается и распадается, зачастую полностью меняя исходный смысл. Другая часть этого раздела – Медиатека, представляет зал с видео-документациями перформансов, чтений и музыкальных практик Дмитрия Александровича в составе группы «Среднерусская возвышенность», а также записью его выступления в Самаре в 1997 году.
Абстрактное/Божественное.
В этом разделе собраны работы Пригова на репродукциях, - в них автор врывается в классические пейзажи и интерьеры беспокойным роем линий, из которых проступают отдельные слова или появляется глаз, наблюдающий за происходящим в герметичной картине, или за самим зрителем. Здесь же представлена графика, обращающаеся к чистой геометрии и сакральным символам, с центральным экспонатом – масштабной работой «Боже».
Зверь/Человек.
Последний раздел включает две важные серии работ Д.А.П.: «Бестиарий» - графические листы, посвященные современникам автора (художникам и политикам), которые изображены в виде двуполых зверей, и «Фантомы инсталляций» - одиночные и серийные произведения, моделирующие сложную вселенную повторяющихся образов (глаз, дыра, бокал, кровь) внутри белого куба, напоминающего музей, в котором заключена фигура человека.
Проект реализован при участии Фонда Пригова.
Автор концепции выставки и текста: Анастасия Альбокринова