Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Персональная выставка А. Ванина «Шествие»

Автор:  Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом

  • А.Ванин. Весёлый - грустный человек. 2008. Фрагмент
Дата мероприятия:  28.02.2014  —  23.03.2014
Открытие:  28 февраля 16:00
Телефон:  26-16-06
Стоимость билета:  от 30 руб. до 70 руб.

В нашей жизни не бывает ничего случайного. В этом году мы решили сделать выставку Андрея Ванина. Решили спонтанно, как выяснилось потом – закономерно: в 2014 году у художника юбилей, последняя выставка в Радищевском музее состоялась десять лет назад. Как видим, пазлы сложились правильно.

В экспозицию отобраны живописные произведения, созданные художником в течение двадцати лет. Многие из них были на музейной выставке в 2004 году и больше нигде не показывались, другие экспонируются впервые. Состав выставки позволяет проследить путь развития творческих исканий Андрея Ванина, составить достаточно полное представление о его живописи.

Обозначим пунктиром наиболее важные события творческой биографии художника. Андрей Ванин (родился в 1964 году), окончил оформительское отделение Саратовского художественного училища в 1983. Вернувшись из армии, преподавал в Детской художественной школе, сотрудничал с Приволжским книжным издательством. Затем уехал по приглашению в Германию, где работал по контракту пять лет. Его искусство, вобравшее в себя многое из пластических достижений модернизма, органично вписалось в культурное пространство Германии. Он успешно выставлялся в Штутгарте, Мюнхене, Дюссельдорфе, Гамбурге. В 1991 году в Дюссельдорфе познакомился с одним из лидеров русского нонконформизма Владимиром Немухиным. Андрею предлагали остаться, но он уехал. Несколько лет жил в Москве, занимался дизайном. Столичная суета тяжело переносилась художником и он, «боясь себя в ней потерять», вернулся в Саратов.

За эти двадцать с лишним лет Андрей Ванин состоялся как художник, как настоящий мастер с «необщим выражением» лица. Его работы узнаются сразу и безошибочно и остаются в памяти, как зарубки. Безусловно, такое воздействие объясняется талантом художника: только по настоящему талантливые вещи могут производить столь сильное впечатление и тем мощным импульсом, который исходит от соприкосновения с закодированным, фантасмагорическим миром его искусства, заставляющим нас испытывать целый спектр различных эмоций.

Каковы же визуальные первоисточники, оказавшие заметное влияние на становление художественного мышления автора? Корневая система его искусства отличается глубиной своего погружения в «культурный слой». На разных этапах творческого пути, Андрей находился под сильным впечатлением от архаического и древнерусского искусства, первого русского авангарда и московского нонконформизма. Культурные герои художника – Пабло Пикассо и Хоан Миро, Жан Дюбюффе и Руфино Тамайо, Павел Филонов, Михаил Шемякин и Владимир Немухин. Впечатления от увиденного и осмысленного переплавлялись, наслаиваясь на собственную «оптику», художник усиливал то, что было ему свойственно и близко. В процессе многолетней работы вырабатывался авторский стиль.

Отвергая традиционные принципы изобразительности, покоящиеся на различных формах имитации реальности, Андрей Ванин смещает взгляд с поверхности предметов в их сокровенные глубины, смело «вторгаясь внутрь себя, внутрь человека», в тайны подсознания, претворяя своё видение человека или явления в повышенно-экспрессивные, напряжённые знаковые конструкции. Явно ориентируясь на символистский опыт, он ищет скрытый и главный смысл вещей, создавая систему художественных иносказаний. Не будет преувеличением сказать, что художник сделал материалом своего творчества само состояние сознания.

Тематика картин Андрея достаточно сложная, в ней много мифологических кодов, символов: жизни и смерти, искусства. Куски реальности перемешаны с воспоминаниями, ассоциациями, с фрагментами, рожденными фантазией. Словно освобождённая, подвижная субстанция подсознания, вливаясь в русло «сконструированного разума» реализуется в образах-знаках, которые строят пространство разыгрываемой пантомимой. Это некие условные «маски масок», «знаки людей и жестов», не претендующих на сходство с людьми, но способных со всей отчаянной правдой изображать их. При создании поэтической мифологии душевной жизни, не предметы и их осколки, не фрагменты материализованных мыслей занимают художника, но потаенные связи, «поля напряжения», образующиеся меж ними.

В основе творческого акта лежит спонтанный жест, в который не заложена изначальная идея. Андрей работает инстинктивно, следуя за потребностью творить, выражать себя. У него нет страха перед изменением или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Он просто помогает ей «выйти наружу». На этом этапе создания произведения побеждает стихия цвета. Прекрасный колорист, обладающий врождённым чувством цвета, Андрей работает красочными пятнами и плоскостями, организуя их на плоскости и расставляя акценты. Чуть позже, когда образ проявлен, продолжается сложный, длительный многослойный процесс. На красочную поверхность наносятся тонкие контуры изображений, выстраиваются линейные ритмы, начинается тонкая, филигранная работа с фактурой. Все работы художника отличает сделанность и виртуозное качество исполнения. Он тщательнейшим образом прорабатывает каждый сантиметр плоскости, делая саму живописную поверхность самоценной и автономной. Любое прикосновение кисти, соотношение цветов, фактура обретают собственное значение, параллельное сюжету и почти независимое от него.

В искусстве Андрея Ванина всегда остается зашифрованное пространство, которое не сразу открывается зрителю, но сохраняет способность вести диалог с каждым.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"