Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Юстицкий. Портреты жены. Собрание СГХМ имени А.Н. Радищева

Совсем недавно мы посетили музей Радищева, а именно выставку саратовских репрессированных художников. Не могла ранее сказать, что живопись и графика являются моими любимыми видами искусства. Однако после похода в музей я изменила своё мнение.

Первое, что меня удивило – наличие такого большого количества действительно талантливых людей у нас на Родине. Мои знания о саратовских художниках ограничивались Борисовым-Мусатовым и Петровым-Водкиным. Посмотрев работы земляков, я была в восторге не только от их количества, но и от их исполнения.

Меня всегда привлекали два жанра живописи – портрет и пейзаж. Портрет – потому что человеческое лицо настолько выразительно, уникально, индивидуально, что в каждой картине автора любой эпохи можно найти столько смысла, как скрытого, так и лежащего на поверхности. Каждая черта лица, будь она привлекательна или нет, может рассказать нам о многом. Пейзаж – потому что природа – это та же красота, естественная и не подчинённая человеку, не испорченная им. В пейзажах часто ощущается спокойствие и свобода, возвышение над всем и всеми.

На выставке я обратила особое внимание на работы Валентина Юстицкого. Два портрета его жены с разницей в 23 года произвели на меня неизгладимое впечатление. Вся ее загадочность, молодость, красота превратилась в связи с жизненными обстоятельствами в зрелость, старость (я говорю о внутренних изменениях, которые видны по одному взгляду), опытность. Цветовая гамма как нельзя точно это передаёт: если на первом портрете это тёплые тона, которые говорят, на мой взгляд, о силе жизни, о внутренней энергии, то на втором портрете, это более холодные тона.

Также моим фаворитом явилась картина с тремя богинями судьбы. Мне показалась интересным идея изменения мифа. Картина приобрела немного ироничный, но вместе с тем знаковый характер. Композиционное построение, как мне кажется, также интересно: богиня, которая вершит всем, стоит в середине с прихотливым взглядом. Все внимание обращено на неё. Зритель, как бы ожидает: каков ее приговор в этот раз?

Ещё один автор, который привлёк мое внимание своими работами –Борис Миловидов. Мне очень понравился мягкий, воздушный характер его работ. Нежные колокольчики, которые как бы вселяют в тебя что-то новое и свежее, прекрасно сочетаются с желтыми и оранжевыми оттенками. Сами бутоны маленькие, невесомые. Удивительно, но когда долго смотришь на картину, начинаешь чувствовать аромат этого букета.

Особый интерес у меня вызвала картина с изображением причала. В такой бледной цветовой гамме художнику удалось изобразить всю неторопливость, гармонию состояния сидящей компании. Кажется, что они будут вечно сидеть и пить чай. Голубое бессолнечное небо, голубая вода, в которой стоят одинокие лодки, голубой дом, около которого сидят люди – все это придает характер одиночества и отчуждённости. На мой взгляд, ракурс, с которого изображен дом, удачен, т.к. благодаря этому чувствуется перспектива.

Я очень рада, что мне удалось увидеть эти прекрасные плоды творчества наших земляков, заразиться этим и заинтересоваться. Есть желание постигать искусство, когда его открывают с другой стороны для тебя.

Полина Фёдорова

Я бы хотел отметить те работы, которые произвели на меня наибольшее впечатление. Первые – это два портрета жены Юстицкого. Два полотна, написанные с разницей почти в тридцать лет. Сначала тронуло письмо, которое Вы зачитали, а потом глаза его супруги. На том портрете, где она моложе, виден какой-то азарт к жизни, какая-то внутренняя игра, которая цепляет. На втором же, некая тоска и усталость. Взгляд уже не такой игривый, да и осунувшееся лицо говорит не столь о годах, сколько о произошедших событиях. Два портрета – одна женщина. Женщина, на лице которой написаны все чувства и эмоции, которые должен почувствовать каждый зритель.

Вторая работа, зацепившая меня – это «Дон Кихот». Ну какой-же балдёж красок, силуэтов и сюжета, в целом. Тем более, если сначала всё попытаться воспринять близко-близко. Каждый мазок, каждое движение руки, каждый получившийся силуэт и цвет. Но, как только насытившись всем этим вблизи, отойдешь на приличное расстояние от картин, кажется, что наши глаза играют с нами злую шутку. Картина сразу воспринимается иначе.

Я в восторге от лошадей и собак. Я в восторге от замка. Так и манит взять ручку и начать сочинять свою историю, которую рождает в голове эта картина.

Работы Миловидова невозможно было рассматривать по отдельности. Все картины, будто части огромной мозаики. А ты смотри и сопоставляй всё в своей голове. Сопоставляй изображения деревьев, плотов, воды и воздуха. Воздуха, которым не просто наполнены все работы Миловидова. Воздуха, которым они дышат. И кажется, что воздух – это некий лирический герой, который объединяет все работы художника.

И несколько слов о графике Скворцова. Какой же это эстетический, атмосферный нуар. Ты видишь, вроде знакомый тебе Саратов, но на работах художника все играет по другому. Настоящее мрачное волшебство.

Алексей Гаврилов


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры