Александр Скворцов. Автопортрет. 1926. Линогравюра. Собрание СГХМ имени А.Н. Радищева

  • Александр Скворцов. Автопортрет. 1926. Линогравюра. Собрание СГХМ имени А.Н. Радищева

Я хочу привести в пример картины, которые на меня произвели наибольшее впечатление. Главный мой критерий оценивания – это воспоминания и ощущения, которые охватывали меня при просмотре картины, т.к. это я считаю главным в изобразительном искусстве: картина должна вызывать эмоции.

Наибольшее впечатление на меня произвел «Автопортрет» А.В. Скворцова. С ним у меня были связаны воспоминания, эмоций она у меня вызвала немного. Смотря на эту картину, я вспомнил советские постмодернистские рассказы, которые я читал в детстве, и если в них были какие-либо иллюстрации или даже обложка, то они очень походили на стиль этой картины. Человек наполовину освещен, вторая его часть как будто ему не принадлежит, а задний фон украшен своего рода вызывающими символами, как например кирпичная стена, одинокий фонарь, буквы начала и конца алфавита рядом с книгой, бутылка. Ещё в этой картине меня поразило, что я не могу даже примерно сказать о возрасте героя, который изображен на картине. Глаза его говорят о ясности мировоззрения, о какой-то детской наивности, меж тем как губы, кожа лица и морщины символизируют о неимоверном опыте и мудрости.

Павел Свистунов

Экспозиция начинается в хорошем, атмосферном пространстве с кирпичными стенами, создаётся ощущение андеграунда. В этом пространстве отлично смотрятся картины Юстицкого. Портрет жены выглядел мертвенно. Мертвенное лицо молодой девушки. Никакой жизни и радости я в нем увидел. И мне это понравилось. Необычный портрет.

После андеграундного пространства мы попадаем в классическое музейное пространство, из-за чего в некотором роде происходит диссонанс. Где-то далеко, на периферии, в подсознании. Мы знакомимся с работами Юстицкого, узнаем о его жизни и творчестве.

Далее меня зацепили необычные картины Николая Мамонтова «Коррида» и «Портрет девочки».

Следующий «квадрат пространства» посвящен художнику Миловидову, которой погружает нас в мир импрессионизма. Его картины мне понравились. Они лёгкие, воздушные.

В следующих залах мы увидели графику.
Общее ощущение от выставки – хорошее. Круто, что это собрание картин саратовских художников. ХХ век славится художественным творчеством вообще, мне он очень нравится, но из саратовских – самый известный Петров-Водкин. Остальные остаются где-то во времени. И это хорошо, что о них вспоминают и показывают людям, как бы с посылом «Ребята, смотрите, Саратов развивался и развивается особенным образом и об этом стоит знать». Я не могу сказать, что мне близка саратовская живописная школа, но несомненно в этом что-то есть.

«Молочница» Юстицкого мне тоже понравилась. Это необычное произведение, цепляющее. Из графики могу выделить автопортрет Скворцова. Он отнес меня в атмосферу романа Платонова «Счастливая Москва».

Вообще я давно заметил и сформулировал для себя интересную вещь, которую далее попытаюсь объяснить. Самое запоминающееся и яркое искусство в России рождается чаще всего в «острые» времена. Лучшее в русском искусстве (для меня на данный момент) было создано в больные моменты для самой страны, для человека. Искусство, рождённое на пике боли, протеста, личных переживаний.

Никита Прилепский


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений