Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Радищевский музей – участник проекта «Искусство по шагам» Музейно-выставочного комплекса И. С. Шемановского (Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ)

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом
Красноперова Лидия Петровна

  • Радищевский музей – участник проекта «Искусство по шагам» Музейно-выставочного комплекса И. С. Шемановского (Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ)

В прошлом году началось плодотворное сотрудничество Радищевского музея с Музейно-выставочным комплексом И. С. Шемановского (Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ). Выставка «Оригинал. Копия. Подделка. Западноевропейское искусство из собрания Радищевского музея», осуществленная в рамках национального проекта «Культура», пользовалась большим успехом у жителей города, расположенного на Полярном круге. В этом году МВК имени И. С. Шемановского начинает культурно-просветительский проект «Искусство по шагам», в котором картины разных эпох представлены большеформатными, напечатанными на холсте копиями, максимально, насколько это позволяет современная репродукционная техника, приближенными к оригиналу. На первой выставке проекта, «Искусство Возрождения» (19.03.2021-19.05.2021) экспонируется 10 работ из собрания Радищевского музея. Выставка снабжена аннотацией и подробным этикетажем.

Предлагаем посетителям нашего сайта также познакомиться с этим материалом.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС) следует за средневековьем. Она захватывает XV-XVI века. Её суть – в рождении новых, буржуазных форм жизни, без которых немыслима современная цивилизация. Тогда всё пришло в движение: города, ремёсла, торговля, банковское дело. Открываются новые земли и материки, изобретается книгопечатание.

Научные открытия в корне меняют картину мира. Галилео Галилей доказывает, что земля вращается вокруг своей оси, а Николай Коперник – что она вращается вокруг солнца, а не наоборот, как думали раньше. Одно из главных понятий эпохи – «гуманизм», обозначающее главенствующую роль человека в мире. Актуальность приобрела энергичная, любознательная, предприимчивая личность, свободная в мыслях и действиях.

Новое мировоззрение ярко выразилось в искусстве. Средневековая икона направляла взгляд к небу. В эпоху Возрождения человеку открылась божественная красота видимого, природного мира. Обновление началось в городах-республиках Италии. Главными центрами стали Флоренция и Рим.

В памятниках архитектуры, скульптуры живописи Древнего Рима, сохранившихся в Италии, обнаружилась близость новым задачам искусства. В живописи возникает картина, как правдоподобное изображение человека и окружающей его действительности. Открыты доныне действующие законы реалистического изображения пространства, где предметы уменьшаются по мере удаления от наблюдателя и чёткость их очертаний смягчается атмосферой. В каждом городе находилась работа для десятков мастеров. Личность художника прославляется современниками. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонаротти – эти великие имена навсегда останутся в культурной памяти человечества.

Мудрость Священного Писания по-прежнему питала искусство, оставалась главным источником сюжетов, однако, наряду с храмовым развивается светское искусство, пишутся портреты. Любители и знатоки начинают собирать художественные коллекции. Благодаря им сохранились и дошли до нас многие произведения эпохи Возрождения.

Видение небесных сил: Богоматери с младенцем Христом и ангелами предстаёт отшельнику, Святому Иерониму. Его коленопреклонённую фигуру можно рассмотреть в правой части картины. С древнейших, дохристианских времён художники с помощью масштаба выделяли изображение Бога или царя, укрупняя его.

Холмистый пейзаж с городскими строениями, видимыми на горизонте, напоминает природу одной из областей средней Италии, Умбрии. Представители небесного мира приблизились к человеку, стали частью видимого, земного ландшафта. Правдоподобие стало существенной целью живописи.

Эта картина исполнена придворным живописцем герцогов Медичи во Флоренции. Она предназначена для украшения дворцового зала. Главный герой – античное божество, покровительствующее виноградарству и виноделию. Ежегодное празднество в честь Вакха было всеобщим радостным праздником. Этим и полюбился древний миф людям эпохи Возрождения. Художник виртуозно рисует человеческое тело в различных ракурсах, идеально прекрасное в молодости и изменённое временем и образом жизни. Картина Вазари содержит поучение: чрезмерное употребление веселящего напитка разрушает красоту, достаточно посмотреть на персонажей в правой части картины.

Венецианских мастеров вдохновляло зрелище бесконечного праздника на улицах города, сверкание заморских тканей, беспечность гуляющих толп!

Три арки, как огромные окна, позволяют заглянуть внутрь прекрасного дворца. Мелькают фигуры слуг, на галерее играют музыканты, яркими пятнами вспыхивают краски дорогих одежд: жизнь Богача идёт как непрерывное пиршество.

Слева, на первом плане картины изображён бедный Лазарь, питающийся крошками с барского стола. Собаки лижут его язвы. Современникам художника была хорошо известна евангельская притча о Богаче и Лазаре, их посмертной судьбе, когда бедняк оказался на ложе Авраамовом, а Богач, погубивший душу в постоянной заботе об удовольствиях, попал в ад.

Тициан – великий художник венецианской школы. Изображение прекрасной женщины на лоне природы являет образ гармонии и полноты бытия. Только череп в левой части картины напоминает о религиозном смысле произведения. Раскаяние блудницы, не воспринимается здесь как главная задача художника. Зритель не в силах освободиться от гипноза величественной красоты земного мира, являющегося божественным творением.

Крещение Христа в реке Иордан, появление Бога-Отца в небесах, ангелов, видимых повсюду – картину священнодействия художник вводит в среду реального итальянского ландшафта с голубой рекой, горой, храмом вдали.

Изображение фигур и пейзажа подчинено принципу правдоподобия. Художник не стремится воспроизвести историческую обстановку, в которой происходило Крещение на реке Иордан, на Святой земле. Ему важно приблизить событие Священной истории к современности.

Герцог феррарский Альфонсо Д' Эсте (1476-1534) – яркая, универсальная личность, представляющая свою эпоху. Он был прежде всего воином, владел собственным литейным заводом, производящим пушки, которые делали его родную Феррару неуязвимой для завоевателей. В то же время, Альфонсо находил время для занятий искусством, покровительствовал живописцам и скульпторам, собирал художественную коллекцию. Его портреты писал знаменитый Тициан. Герцог и сам рисовал, умел делать керамические сосуды, деревянные флейты, шахматные доски и фигуры. Он любил музыку и играл на виоле.

СЕВЕРНЫМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ называют искусство XV – XVI веков за пределами Италии, к северу от Альп (Нидерландов, Германии, Франции). Северное Возрождение тесно связано с итальянским, но имеет ряд важных отличий. Сам термин достаточно условен – здесь не было античности, «возрождаемой» в Италии. Но с итальянским Возрождением этих мастеров объединяет интерес к человеку и реальной жизни.

При этом в произведениях художников Северного Возрождения сохраняется значительное влияние готики, они меньше внимания, чем итальянцы, уделяют изучению античного наследия и анатомии, больше интересуются окружающей жизнью во всем ее многообразии, их искусство отличается любовью к частностям, деталям. Важной частью идеологии Северного Возрождения является Реформация – религиозное и общественно-политическое движение XVI – начала XVII вв., направленное на реформу католического христианства и религиозное «обновление» (протестантизм).

На судьбах многих художников и их произведений Реформация сказалась трагически – протестантское вероучение запрещало изображения в храмах, таким образом, они потеряли одного из своих основных заказчиков – церковь. Более того, многие их творения, находящиеся в соборах, были выброшены или уничтожены. Наряду с другими, пострадали даже некоторые работы величайшего мастера Северного Возрождения – Альбрехта Дюрера.

Поэтому произведений мастеров Северного Возрождения сохранилось значительно меньше, чаще всего это отдельные створки складных алтарей – именно они представлены на нашей выставке.

Створка была частью складного алтаря, который по своей конструкции напоминает плоский створчатый шкаф с двусторонне расписанными дверцами и задней стенкой. Алтари открывались только по воскресеньям и в праздники, в будни их створки были закрыты. На праздничной стороне створки – Благовещенье, на обратной, будничной – Рождество Богоматери. Алтари с такими большими створками встречаются редко и упоминаются как «главные алтари» церкви.

Работа выполнена немецким мастером, работающим в Нюрнберге, но под влиянием нидерландского искусства. В ней преобладают готические черты – сохраняется условность в передаче пространства, типы лиц и фигур также соответствуют канонам средневековой живописи. Но уже очевидно стремление к бытовой достоверности. В сцене Рождества показано купание младенца – мотив, чаще всего встречающийся в начале XV столетия. Подушка в клеточку, характерный манжет рукава, закрытые глаза и рука роженицы, подложенная под щеку, кувшин с водой – каждая деталь подчёркивает трогательность происходящего.

1.Благовещенье (праздничная сторона створки)

2.Рождество Богоматери (будничная сторона створки)

Автором изображений видимо, является Ганс Дюрер (1490 - около 1538), младший брат и ученик великого Альбрехта Дюрера. О жизни этого художника известно немного; почти отсутствуют сведения о произведениях, которые с полным правом могут считаться его работами. Он постоянно использовал в качестве образцов гравюры своих знаменитых современников (А. Дюрера, Л. Кранаха и др.). Изображения святых на наших створках выполнены по гравюрам Лукаса Кранаха Старшего, созданных для так называемой «Виттенбергской книги святынь» (1510-1515). Створки являлись частью полиптиха (складного алтаря), написанного в 1524 г. для церкви Святой Елизаветы в Бреслау (сейчас Вроцлав). Однако уже через несколько лет, в ходе Реформации, алтарь был выброшен из церкви, некоторые створки утрачены, чудом сохранившиеся попали в разные коллекции.

1.Екатерина Александрийская, мученица первого столетия, опирается на меч - орудие своей казни, под консолью изображен плод граната (символ мученичества).

2.Апостол Андрей, один из двенадцати учеников Христа, изображен с книгой, на фоне Х-образного креста (до XIV века его атрибутом был латинский крест).

3.Святая Варвара - мученица третьего столетия, изображена со своими постоянными атрибутами - чашей для причастия и башней, в которую, по легенде, заточил её отец-язычник.

4.Святой Эразм, епископ антиохийский, мученик четвёртого столетия, изображен, как обычно с орудиями пыток, которым подвергался (вертел с намотанными на него внутренностями).

Эти произведения являются примером живописи Северного Возрождения периода его расцвета. Художник прекрасно знает анатомию, владеет приемами изображения человеческого тела, мастерски размещает фигуры святых в пространстве. Их образы далеки от идеализации, свойственной искусству Италии.

В праздничные и воскреcные дни, когда алтарь открывался, прихожане видели Святых Екатерину и Варвару, в будни изображения на их обратной стороне – Святых Андрея и Эразма. Так мы представляем эти работы зрителю:

Створки алтаря в открытом виде Створки алтаря в закрытом виде

Лукас Кранах Старший – один из самых знаменитых мастеров Северного Возрождения. Он горячо принял учение Мартина Лютера и на протяжении всей жизни писал портреты великого реформатора и его сподвижников.

К изображению Филиппа Меланхтона, известного ученого-теолога, соратника Мартина Лютера, Кранах также обращался неоднократно. Портрет, послуживший образцом для копии из Радищевского музея, написан в мастерской Кранаха после 1532 года, по заказу курфюрста Дрездена. Он является парным к портрету Мартина Лютера. В 1621 году оба портрета были переданы в Кунсткамеру, а в 1707 году – в Дрезденскую галерею, где находятся по настоящее время.

Кранах, используя скупую, строгую красочную гамму, избегая свойственной итальянскому Возрождению эффектности и идеализации и тщательно передавая портретные черты Меланхтона, создает образ умного, образованного, сильного человека – деятеля Реформации.

В заключение отметим, что большинство этих работ хранятся в запаснике, их можно увидеть только на временных выставках или в виде репродукций, однако два главных шедевра «Мадонна с Младенцем Христом и ангелами» итальянского мастера XV века и «Триумф Вакха» Джорджо Вазари находятся в экспозиции Радищевского музея, всегда ждут тех, кто хочет насладиться неподражаемым качеством великолепной оригинальной живописи эпохи Возрождения.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"