Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Рубрика «Художник нам изобразил…» Петров В.П. вид Тавриды. 1791. Нескучные истории...

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

В рамках проекта «Нескучные истории» мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Художник нам изобразил…». В ней пойдет речь об исторических и архитектурных памятниках, которые можно встретить на картинах в залах Радищевского музея.

В музейной коллекции есть много работ с видами городов, храмов, усадеб, парков, дачных построек. Некоторые из них сохранились до наших дней, другие изменились до неузнаваемости, третьи были уничтожены временем и остались только на полотне. Как часто мы проходим мимо таких работ, не задумываясь о том, что́ послужило источником вдохновения для автора.

Думаем, вам будет интересно узнать, как называется изображенная на картине местность, здание или интерьер, где они находятся, как связаны с судьбой художника, запечатлевшего их в красках. Ведет рубрику заведующая сектором русского искусства XVIII – начала XX вв. Ангелина Сергеевна Ступина.

Картина В.П. Петрова «Вид Тавриды»

В 1885 году к открытию Радищевского музея в Саратове из коллекции Императорского Эрмитажа по Высочайшему соизволению Александра III было передано несколько живописных произведений. В их числе в музейные фонды поступила картина Василия Петровича Петрова «Вид Тавриды».

Эта скромная по размерам работа - редкий для провинциальных музеев пример пейзажного жанра XVIII века. Перед зрителем разворачивается живописная, поросшая зеленью долина между холмами. На берегу бурной горной реки в гуще лесных зарослей расположилась небольшая татарская деревенька. Каменные сакли с ветхими крышами, выглядывающая из-за кроны башенка минарета, На фоне розоватого предзакатного неба отчетливо видны причудливые сплетения древесных ветвей и узорная вязь листьев. В левом углу у фонтана расположилось на отдых местное семейство в нарядных национальных костюмах.

Пейзаж «Вид Тавриды» создавался с целью запечатлеть для потомков историческую поездку Екатерины II в новоприобретенные крымские земли, состоявшуюся после присоединения Крыма к России в результате войны 1768-1774 годах. Маршрут вояжа тщательно разрабатывался светлейшим князем Г.А. Потемкиным-Таврическим.

В январе 1787 года состоялся торжественный выезд императорской свиты из Петербурга. Царский поезд состоял из 14-ти карет и более двухсот саней. Среди попутчиков императрицы были австрийский правитель Иосиф II, принц де Линь, а также послы Франции и Англии в России, министры и придворные. Путешествие носило не только ознакомительный, но и демонстрационный характер. Оно должно было явить приглашенным представителям других европейских государств силу и мощь российской державы.

19 мая царский кортеж миновал Перекоп, а 31 мая уже выехал за пределы полуострова. Двухнедельная поездка по крымским землям была обставлена с необыкновенной торжественностью. Высоких гостей встречали фейерверками, и костюмированными представлениями. По дороге ставились путевые памятные столбы или так называемые «екатерининские мили», устанавливались новые питьевые фонтаны.

На территории Крыма сохранились фонтаны и родники, подобные изображенному на картине. Они представляли собой кубические или призматические конструкции с вмонтированными водопроводными трубами и постоянно льющейся из них водой, которая собиралась внизу в емкости бассейна.

Фонтан в пейзаже В.П. Петрова имеет посвятительную надпись: «На память прибытия миролюбы победительницы 28 мая 1787 года». Призматическая форма, водосточное отверстие в виде львиной головы, чаша и бассейн для воды делают его похожим на многие фонтаны горного Крыма. Навершие в виде покоящегося на подставке шара, увенчанного шпилем, вызывает ассоциации с куполами над источниками Бахчисарая. Нижняя часть фонтана своими объемами и пропорциями напоминает постамент так называемой «екатерининской мили», путевого столба, установленного в честь путешествия самодержицы.

Отмеченная на фонтане дата 28 мая 1787 года может с определенной долей точности указывать на изображенную на картине местность. Если заглянуть в путевой журнал Екатерины, то можно выяснить, что в этот день императорский кортеж торжественно въехал в Феодосию. Однако перед зрителем предстает совсем не городская панорама, а запущенный, почти дикий уголок природы со следами древних цивилизаций.

Намек на изображенный в пейзаже вид дает авторская надпись и подпись в левом нижнем углу: «Вид деревни Елб(…) в тавриде петров 1791». Красочный слой здесь частично утрачен, а лак, покрывающий живописный слой, сильно потемнел, поэтому трудно прочитать название деревни. Возможно, как раз полустершиеся буквы и трудночитаемая надпись дали картине впоследствии усеченное и не совсем правильное название работе «Вид Тавриды».

Пейзаж В.П. Петрова изображает татарское селение Эль-Бузлы (в старой транскрипции Елбузи или Елбузу), расположенное на горном перевале по дороге из Судака в Феодосию. Название оно получило из-за своего сурового холодного климата: Эль-Бузлы в переводе означает «край льдов». Через эти земли, и проследовал 28 мая 1787 года царский поезд.

Посвященный августейшему визиту в полуденные земли пейзаж В.П. Петрова «Вид Тавриды» был написан позже самой поездки, а именно в 1791 году. И дата эта неслучайна. Дело в том, что через два месяца после этого путешествия началась очередная русско-турецкая война, завершившаяся в 1791 году победой России. Вероятно, как раз в это время и в связи именно с этим важным политическим событием художник и получает официальный заказ на пейзажи, напоминающие о знаменитом историческом турне Екатерины II.

Крымский вид из Радищевского музея отличается не только вниманием автора к мелочам, но и своего рода педалированием, усиленной подачей характерных черт, намекающих на национальное своеобразие и историческое прошлое изображенной местности. В картине словно зашифрован набор важных символов, несущих в себе важный скрытый смысл.

Автор акцентирует внимание на руинах генуэзской крепости и выразительном силуэте минарета, как бы подчеркивая всеми этими элементами неразрывное единство исторических напластований и современной ему действительности. Он намеренно вводит фонтан, который является главным смысловым аккордом всего произведения и несет идею прославления государственной мощи России, присоединившей в XVIII в. к своей территории Крым.

Крымский пейзаж в трактовке В.П. Петрова отличается некоторой «наивностью» художественного языка. Предметы лишены объема. Человеческие фигурки стаффажны и непропорциональны. Бассейн фонтана изображен с нарушением правил перспективы. Обломки древних колонн около арки-руины выглядят бутафорски-облегченными. Общий колорит картины далек от природных красок. Вся растительность имеет специфический голубовато-синеватый оттенок. Композиция выстраивается подобно мозаике путем комбинирования отдельных фрагментов.

Изощренность в мелочах и вместе с тем скованность в рисунке выдают руку еще неопытного мастера – Василию Петрову был 21 год. Возможно, что большую роль сыграл и заказной характер работы. Со временем художнику удалось преодолеть черты декоративизма и приблизиться к достоверности и натурности изображения. Но в этой раннем пейзаже выпускник театрального училища остается верным принципам декорационной живописи.

Петров не ставил перед собой задачу воплотить приметы конкретного уголка. Ему было важно создать обобщенный образ Юга, диаметрально отличающийся от типичной русской природы. Пейзаж Петрова - это не портрет конкретной местности, а в большей степени собирательный образ, построенный на варьировании и комбинировании определенного набора элементов. Горы, минарет, руины, гуляющие туземцы в праздничных костюмах дают зрителю возможность осознать, что перед ним иные земли, непохожие на привычные взору жителя среднерусской полосы природные виды.

Имя этого талантливого и рано ушедшего из жизни художника стоит в одном ряду с такими живописцами как Семен Федорович Щедрин и Федор Яковлевич Алексеев. Факты биографии Василия Петрова мало знакомы исследователям. Он прожил короткую жизнь. Известно, что в 1800-е годы он снимал виды Сибири и Алтая и был отмечен вниманием высочайших особ.

Картина В.П. Петрова из собрания Радищевского музея, безусловно, представляет не только художественную, но и историческую ценность, поскольку является откликом на одно из важнейших событий XVIII столетия.

Изображенная художником небольшая деревня Эльбузлы, расположенная в верховьях речки Салы, упоминалась еще в дипломатических договорах XIV века. Ныне на этом месте находится село Переваловка, ничем не отличающееся от других подобных населенных пунктов. Время стерло все следы исторических памятников прошлого. Они сохранились только на пейзаже В.П. Петрова, напоминая, что два с половиной столетия назад по этим землям проезжал кортеж Екатерины Великой.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"