Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

М.В. Куприянов «На берегу моря». (Выставка одной картины)

Автор:  Перегородова Алла Вячеславовна

Картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина, ул. Ленина, 89

тел. (84595) 2-10-94


С 1 октября по 1 ноября 2013 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу М.В. Куприянова «На берегу моря» (1952 г). Экспонирование приурочено к юбилейной дате, 21 октября исполняется 110 лет со дня рождения художника.

В историю отечественного искусства Михаил Васильевич Куприянов вошёл как живописец, график и карикатурист, участник творческого коллектива Кукрыниксы.

Уроженец волжского городка Тетюши (Татарстан) с детства проявил страстное увлечение рисованием. В 1920-1921 годах учился в Ташкентских центральных художественных учебных мастерских, после окончания был принят во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение без экзаменов, на основании представленных им работ. Диплом о высшем художественном образовании Михаил Васильевич получил в 1929 году, азы мастерства постигал у выдающихся графиков Н.Н. Купреянова, П.В. Митурича. В 1925 в содружестве с П.Н. Крыловым и Н. А. Соколовым образовали творческий союз Кукрыниксы, снискавший всенародную славу произведениями в области сатиры, на историко-революционную тему и тему Великой Отечественной войны. Творческие достижения и заслуги М.В. Куприянова по праву высоко оценены. Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии (1975). В 1958 удостоен звания «Народный художник СССР». Действительный член Академии художеств СССР со дня её образования в 1947 году.

Индивидуальное творчество в большей степени раскрыло другую грань дарования талантливого художника, как живописца. Пейзаж стал излюбленным жанром живописи Михаила Васильевича, на этом пути его наставниками были М.В.Нестеров и Н.П. Крымов.

Он прославился натурными пейзажами Парижа, Рима, Венеции, Неаполя, в которых сумел передать неповторимую характерность каждого города. Многочисленны произведения, запечатлевшие во всей красе Москву и Ленинград. Но чаще проявлял себя как вдохновенный поэт родной природы, лирическим чувством окрашены милые его сердцу пейзажи Подмосковья, Верхней Волги, Крыма, Азовского побережья.

Искусствоведы отмечают, что в живописных работах Куприянов часто мастерски изображает воду, это создает особую привлекательность его лучших этюдов. Вспоминая о своих детских годах, проведенных на Волге, Михаил Васильевич замечает: «Пароход, дав прощальный гудок, покидал пристань, а мы, мальчишки, возвращались к прежним занятиям: купались в реке, ловили рыбу, катались на лодках. Вероятно, этим объясняется, почему я с детства люблю воду, люблю писать пейзажи с водой, лодками, баркасами».

Один из таких пейзажей, написанный на берегу Азовского моря в Геническе, и представлен на выставке. В фонды Хвалынского музея этюд поступил в 1966, был подарен автором вместе с другими работами Кукрыниксов при личной встрече с директором музея Ф.Г. Пичиенко в Москве. До этого этюд экспонировался в Академии художеств в год создания и на персональной выставке В.М. Куприянова в 1959 году.

Перед зрителем панорамный пейзаж. Жаркий летний день, залитый солнечным светом морской берег с причаленными лодками и баркасом оживлен отдыхающими людьми. Их фигуры, расположившиеся на песке и лодках, уводят взгляд зрителя в глубину, композиционно создавая иллюзию пространства. Синеватые пятна теней контрастируют с желтовато-охристым цветом песка, выявляя степень освещенности пейзажа. Этой же задаче подчинены тоновые градации человеческих фигур, суден на берегу и парусника на воде. Высокое голубое небо в легких кучевых облаках отражается в недвижимой морской поверхности, уходящей слева в бесконечную даль. Автор удивительно достоверен в передаче состояния природы, освещения и общего колорита, мягкого и гармоничного.

Этюд несет живость непосредственного впечатления автора, но по образной завершенности и композиционной цельности он близок к картине. Произведение наполнено огромным жизнелюбием автора и искренней восторженностью красотой мира.
Эта выставка – прекрасный повод в это хмурое ненастное время года вспомнить мгновения солнечного лета и, конечно же, замечательного художника, М.В. Куприянова, внёсшего значительный вклад в художественную культуру нашей страны.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры